На смену 'Союзу' может прийти новый космический аппарат |
02.06.2010 / 09:00 |
|
Научно-технический совет Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Королева
одобрил эскизный (бумажный) проект пилотируемого космического корабля нового
поколения. Со времен Королева РКК "Энергия" - головной разработчик всех
пилотируемых систем отечественной космонавтики. Именно здесь создан безотказный
"Союз", который до сих пор обслуживает Международную космическую станцию.
Проектирование "Союза" было начато еще в 1962 году, корабль морально устарел и
нуждается в преемнике, который соответствовал бы новым техническим требованиям.
У нового корабля пока нет имени. Но его технические параметры
значительно превосходят возможности даже модернизированного "Союза ТМА". Экипаж
увеличивается с трех человек до шести. Вернуть на Землю можно уже не 100 кг, а
500. Диаметр возвращаемого аппарата - 4,4 метра, вдвое больше тесной спускаемой
капсулы "Союза". Главное отличие нового корабля - при спуске в атмосфере не
будут использованы парашюты, что было отличительной чертой нашей космонавтики,
начиная с полетов Гагарина. Посадка будет осуществляться торможением при помощи
твердотопливных ракетных двигателей, которые будут включены на высоте 1 км.
Главный конструктор нового корабля Николай Брюханов из РКК "Энергия" считает,
что эта схема позволит использовать возвращаемый аппарат до 10 раз, что поставит
его в промежуточное положение между одноразовым "Союзом" и многоразовыми
шаттлами. У корабля может быть несколько модификаций для разных целей.
Впрочем, пока нет оснований бить в литавры, в новом проекте сегодня
безусловна лишь одна жизнеутверждающая деталь. А именно то, что в РКК "Энергия"
не утихает биение конструкторской мысли. Но вызывающих скепсис соображений
немало. В отечественной ракетной индустрии слишком мало опыта использования
твердотопливных двигателей. В частности, для "Булавы" это главная проблема. В
пилотируемой космонавтике они вовсе не применялись. Даже США со всеми своими
высокими технологиями отказываются в ряде проектов от таких двигателей из-за
принципиальных ограничений по эффективности. Опыта посадки на таких двигателях в
насыщенной земной атмосфере, в отличие от марсианской, пока не имеется.
Кроме того, сокрыты в тумане цели, для которых создается новый корабль.
Пока ниша России в мировой космонавтике сводится к транспортному обслуживанию
партнеров. Но все страны, даже Индия, уже объявили о создании собственных
космических транспортных систем. Новый российский корабль может никому не
понадобиться, а планов по созданию собственных орбитальных и межпланетных
комплексов у нас, к великому сожалению, не имеется. Президент Обама, который
недавно скорректировал космическую программу США, четко объявил, что после 2025
года его страна приступит к пилотируемым межпланетным экспедициям. С этой целью
разрабатываются все американские комплексы и корабли. В РКК "Энергия" еще 5 лет
назад тоже разрабатывали марсианский корабль, но теперь он забыт...
Совсем недавно РКК "Энергия" продвигала проект транспортного корабля
"Клипер", который сочетал достоинства "Союза" и уходящих на покой шаттлов.
Называлась даже дата готовности корабля - 2010-2012 годы. "Клипер" показывали на
крупнейшем мировом авиасалоне в Ле Бурже, проект был поддержан правительством
Фрадкова и вписан в Федеральную программу развития космонавтики. Но в РКК
"Энергия" произошла кадровая революция, и вместе со сменой руководства сменились
технические приоритеты. После золотого дождя рукоплесканий в адрес "Клипера"
новому кораблю, который лежит пока в эскизах, надо очень постараться, чтобы
заслужить доверие специалистов космической отрасли.
Источник: "Известия" |