Демократический социализм" - новое понятие в
отечественной политологии. За рубежом к нему уже успели привыкнуть, хотя
партии, объединенные в Социалистический Интернационал, шли к нему долго, уточняя содержание в жарких
идеологических спорах. На первый взгляд понятие объединяет плохо совместимые
начала: свободу, с которой связывают либеральную демократию, и сознательную
дисциплину, без которой невозможно создать социально справедливое общество. Но
давайте вспомним, чему нас учили на занятиях по марксистско-ленинской философии. Закон о единстве и борьбе
противоположностей предполагает существование внутреннего противоречия у
понятий и явлений, способных к саморазвитию. В этом отношении название нового
понятия полностью соответствует диалектическому материализму, и сопоставление
коммунистических начал и либеральных здесь не является случайным.
Великая французская буржуазная революция
выдвинула известный на территории СНГ лозунг: «свобода, равенство, братство».
Получилось так, что Социалистический Интернационал развил этот лозунг, и на сегодняшний день он звучит: «свобода, справедливость, солидарность».
Даже простое
сопоставление отдельных частей двух лозунгов показывает, в каком направлении движется политическая
мысль. Первая часть сохранилась без изменений, что не означает, правда,
сохранности содержания. А вот вторая и третья части известного лозунга
изменились даже внешне. Разберем все по порядку.
Современная
наука утверждает, что равенства в природе нет. Мало того, наличие разнообразия
на любом уровне биосферы признается сегодня гарантией выживания всего живого. В
социальном мире равенство приводит, как мы знаем, к загниванию, т.к. каждый
человек интуитивно убежден в своей исключительности. Да и справедливость не
означает равенства в социальном мире. Даже больше, справедливость не должна
уничтожать разнообразия социальной среды. Разнообразие стандартов жизни
стимулирует социальный прогресс. Важно только как установлены границы рамки
принципа социальной справедливости. Насколько они соответствую букве
и духу «Декларации прав человека», провозглашенной той же французской
революцией. Впервые право человека на жизнь там определено как естественное и
не подлежащее отторжению. Социально справедливое общество должно уважать это
естественное право…
Третья часть
лозунга Великой французской революции также подверглась изменению. Как можно
убедиться, братство уступило место солидарности. Что это означает? Только одно
– желание уйти от расширенного толкования понятия братство. Мы хорошо знаем,
что последовательная реализация тезиса «братства» очень скоро приводит к
панибратству, ведь брату позволено многое, даже пожить за братский счет.
Вспомним свое недавнее прошлое, когда на поверхность советского общества
настойчиво пробивались иждивенческие настроения и социальная
безответственность. Вспомним, что делать «за того парня» считалось само собой
разумеющимся. Здесь имеется в виду не песенный, а конкретный парень, который
надрывался на «общественной» работе, потел в президиуме профсоюзного
(комсомольского) собрания и использовал свой язык только для наклеивания марок.
Эти парни (девушки) не любили производственный труд, т.к. их научили, что
пользоваться плодами чужого, надежнее. Любого, кто сомневался в справедливости
такого принципа братства, просто стыдили как неразумного. Почти на всех видных
местах было написано, что человек человеку друг, товарищ и БРАТ.
Солидарность не
предполагает социального иждивенчества. Каждый сам идет к выбранной цели, зная,
что в критический момент может рассчитывать на поддержку всех и каждого. Нам
просто трудно представить, что наша управленческая элита будет согласна
действовать сама, даже при наличии «здорового коллектива»… Солидарность
предполагает взаимопонимание, но и социальную ответственность за свои
действия.
Вот такой новый
лозунг написан на знаменах Социалистического Интернационала, организации,
которая объединяет партии и движения, поставившие целью демократический
социализм. Социнтерну недавно исполнилось 100 лет, он прекращал свою
деятельность только на период мировой войны. Выжил под огнем уничтожающей
критики со стороны Коммунистического Интернационала, не дожившего до столь внушительной
даты. Во многом взаимная полемика двух международных организаций была вызвана
взаимным непониманием. Об этом надо сказать, т.к. большинство граждан Украины,
в свое время, читали много гневных слов в адрес Социнтерна. Даже В.И.Чапаеву
приходилось определяться какой интернационал стоит поддерживать!
Строительство
нового, справедливого общества на нашей земле проходило в чрезвычайных
условиях. Народная революция 1905 – 1917 годов вдохновлялась убеждением широких
масс в том, что социальное неравенство порождается неравенством в имуществе.
Стоит уничтожить «лишнее» имущество и «воссияет справедливость». Об этом
странном принципе писали все большие писатели, очевидцы тех трагических
событий. Речь шла не о переделе, т.к. в справедливость раздела имущества никто
не верил. Речь шла об уничтожении… На Западе со страхом следили за событиями
русской революции, которую нарекли революцией скифов. Этот погром смогли
остановить только большевики, за что им никто из потомков не благодарен, т.к.
правду о революции говорить было не принято и опасно. Даже сегодня не хочется
верить, что в произведениях А.Платонова написана «голая правда»… Конечно, вожди
русской революции, находясь в ужасных условиях гражданской войны, не могли
понять западноевропейских социал-демократов, рассуждающих о социальной
справедливости за чашкой чая. Оставим эти взаимные претензии истории, сегодня и
без этого есть над чем подумать.
Итак,
сознавая, что формы и демократии, и социализма могут быть разными, зависеть от
конкретных исторических условий и национального характера, культуры,
Социалистический Интернационал не стал готовить свою программу, а ограничился
«Декларацией принципов». Действующий политический документ для простоты
называют Стокгольмской декларацией. Декларация содержит 100 пунктов, в которых
разъясняются основные принципы Интернационала. Первый пункт начинается словами « 1. Идея
социализма поразила сознание людей всего мира, обеспечила успехи политических
движений, способствовала значительному улучшению жизни трудящихся, оказала
влияние на весь ХХ век.»
Далее в документе подробно оговариваются основные принципы
организации социально справедливого общества:
« 12.
Демократический социализм представляет собой международное движение за свободу,
социальную справедливость и солидарность. Его цель состоит в том, чтобы достичь
мира для всех членов мирового сообщества, т.к. только при этом условии получат
дальнейшее развитие эти основные ценности демократического социализма, а каждая
личность – полную реализацию своих способностей, используя гарантии прав
человека и гражданина в условиях демократического общества .»
Основные
принципы находятся во взаимной диалектической связи и нельзя делать акцент на
одном из них, т.к. это сейчас же отразиться на двух других:
« 16.
Демократические социалисты придают фундаментальным принципам равное значение и
понимают их взаимозависимость. Либералы и консерваторы, наоборот, придают
основное значение принципу личной свободы по сравнению с принципами
справедливости и солидарности. Коммунисты утверждают, что они осуществили
принципы равенства и солидарности, однако, сделали это за счет нарушения
принципа свободы.»
Демократический
социализм не является фиксированной формацией:
« 19.
…Демократический социализм – это постоянный процесс социальной и экономической
демократизации и укрепления социальной справедливости.»
К чести
идеологов Социалистического Интернационала они остались реальными людьми,
понимающими все сложности современного мира. В последнем пункте декларации они
прямо говорят об этом:
« 100. Не
существует иллюзий по поводу возможностей быстрого достижения этого идеала.
Но, по меньшей мере, создание
плюралистического мира, основанного на консенсусе и сотрудничестве, есть
необходимое условие прогресса человечества.»
Социализм не стал
новым призраком, сияющей вершиной, к которой надо идти долго и трудно, и только
там начать достойную человека жизнь.
Крупицы социализма создаются каждый день, каждый час, т.к. любое продвижение по
пути демократизации общества, социализации общественных отношений улучшает
настоящую жизнь людей, увеличивает их социальную защищенность, стимулирует их к
коллективному социальному творчеству. Игорь Ерохов
|