Политисполком СПУ обращает внимание на то, что
длительная пропаганда властью необходимости пенсионной реформы и так называемый проект закона
не имеют никакого отношения к реформированию пенсионной системы как средства
консолидации общества, упорядочения трудовых отношений, создание надежных
социальных стимулов для производительности труда, обеспечения прав и
потребностей пенсионеров, вывод экономики из тени.
Власть преследует лишь одну
цель - любым способом уменьшить расходы Пенсионного фонда. В проекте это решается
за счет прямого уменьшения размера пенсий и сокращение срока их выплат.
Принятый 16 июня с.г. в первом чтении
законопроект является шагом назад по сравнению с действующим Законом «Об
общеобязательном государственном пенсионном страховании». Правительство в своем
законопроекте фактически подтвердило, что оно не собирается решать стратегическую задачу пенсионной реформы -
функционирование государственной накопительной системы. Как указано в ст.1
законопроекта, его введение откладывается до того времени, когда в Украине
появится бездефицитный бюджет. Это условие выглядит странным не только из его неопределенности в сроках, но и потому, что
накопительный фонд наполняется не за счет государственных средств, а взносами
работодателей и самих будущих пенсионеров. Ни одно правительство после принятия
в 2003 году Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
не выполнило его
требований по созданию в Украине трехуровневой пенсионной системы, которая бы
включала солидарный, государственный накопительный и частный уровень. Накопительная система не
создана, а частные и корпоративные пенсионные фонды охватывают по разным
оценкам около 5% работающих, как правило, совсем не бедных людей.
Пенсионный фонд так и не стал финансовым
учреждением с самостоятельным распоряжением накопленными средствами, с
определением и проведением собственной политики в пользу пенсионеров. Наоборот,
он исповедает не
партнерские, а административные отношения с пенсионерами, послушно выполняя
противозаконные указания властей, часто направленные на нарушение социальных
законов, экономию на людях. Это ярко демонстрируется в миллионах судебных
процессов, где свои законные права на пенсии отстаивающих дети войны,
чернобыльцы, военные, работающие пенсионеры. Судебный иск в пенсионных отношениях
является единичным фактом. Он становится рутинным, античеловеческой процедурой
для защиты законных прав граждан, для преодоления саботажа социальных норм и
законов со стороны государства.
Проект, проголосован 16 июня в Верховной Раде,
еще раз убеждает, что распропагандированная пенсионная реформа не стала началом взаимно заинтересованных и
мотивированных отношений между обществом и государством. Она - всего-навсего
показуха для МВФ, а вред от нее может принести больше проблем, чем рост внешних
долгов государства.
Наряду с повышением пенсионного возраста для
женщин и государственных служащих проект значительно ухудшает условия выхода на
пенсию для всех пенсионеров. Согласно изменениям к ст.28 действующего закона
повышается страховой стаж, необходимый для начисления пенсии в минимальном
размере (на уровне прожиточного минимума) с 25 для мужчин и 20 для женщин до,
соответственно 35 и 30 лет. И дело не только в том, что человек или женщина,
проработавшим 35 и 30 лет потеряют 10% повышение размера пенсии (по проценту за
каждый год, которые теперь предусмотрены законом). За последние 20 лет много
будущих пенсионеров не по своей вине были вынуждены работать нелегально, либо
длительное время вообще не работали. Им трудно будет найти 35 и 30 лет
страхового стажа, следовательно пенсия им будет начислена ниже минимальной,
пропорционально имеющемуся страховому стажу. Таким образом в проекте
закладывается возможность отказа от одной из конституционных социальных
гарантий - минимальной пенсии на уровне прожиточного минимума для
нетрудоспособных.
Повышение пенсионного возраста, кроме
понятного негатива, в условиях массовой безработицы еще более проблематичным
сделает трудоустройство всем возрастным группам граждан, особенно молодежи.
Новый порядок определения заработной платы для
исчисления пенсий открывает много возможностей для уменьшения размера пенсий.
Если в нынешнем законе при назначении пенсий предусмотрен учет заработной платы
за любые 60 календарных месяцев страхового стажа до 1 июля 2000 года и весь
период стажа после этой даты, то в проголосованном проекте будет учитываться
только заработная плата за период с 1 июля 2000 года. Правда, правительство «учло» критику и предсказало, что по желанию пенсионера
и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами,
также учитывается заработная плата за 60 месяцев до 1 июля 2000 года. Но зачем
тогда справка о заработной плате, если ее нужно подтверждать первичными
документами, и что это за первичные документы и сколько их сохранилось на
протяжении последних 30-40 лет? Еще одно ухудшение: в действующем законе
учитывается для исчисления пенсии заработная плата за один год, предшествующий
году обращения за назначением пенсии, в проголосованном проекте - заработная
плата за три таких годы. Не надо быть чиновником, чтобы понять, что будущему
пенсионеру гораздо легче добиться высокого заработка за один, чем за три года,
и сумма, с которой в будущем будет начисляться пенсия, будет всегда заниженной.
Бесчеловечным выглядит повышение страхового
стажа, требуемого для назначения пенсий по инвалидности. Нынешним законом
установлены четыре возрастные категории и соответствующий им страховой стаж. До
23 лет включительно - 2 года; от 24 до 26 - 3 года, от 27 до 31 - 4 года и для
лиц 32 года и старше - 5 лет страхового стажа. Казалось бы, этого вполне
достаточно, но принят проект вводит 9 (!) новых возрастов, последняя из которых предусматривает
для лиц 55 лет и старше наличие 15 лет страхового стажа. Как вообще допустимо
экономить на инвалидах, когда государство и без того задолжала перед ними?
Проголосованный в первом чтении проект Закона «О мерах по
законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» только ухудшает
условия выхода на пенсию за счет внесения несистемных поправок в действующее
законодательство, в частности в Закон «Об общеобязательном государственном
пенсионном страховании».
Предлагая населению свои мероприятия,
правительство будто не замечает, что главная проблема с пенсионным обеспечением
заключается в «тенизации» экономики, коррупционном растяжении бюджета,
блокировке предпринимательской инициативы взяточнических чиновничьим аппаратом.
Что рост дефицита Пенсионного фонда все больше набирает признаки финансовой
пирамиды, когда плательщики взносов в фонд не способны перекрыть его
неконтролируемые расходы и в государстве нет надлежащей системы использованием
средств за природные ресурсы, что рентные платежи присваиваются не
государством, а владельцами. Только наведение порядка в этих составляющих может
в разы увеличить доходы в бюджет и Пенсионный фонд, после чего пенсионная
реформа могла бы стать логичной потребностью общества и каждого гражданина.
То, что произошло 16 июня в Верховной Раде,
имеет свою политическую составляющую. Наиболее массированное наступление на
социальные гарантии граждан Украины за последние 20 лет произошел при
отсутствии в парламенте фракции Социалистической партии Украины, для которой
социальная составляющая законодательства была приоритетом ее деятельности.
Именно благодаря СПУ, еще при власти Кучмы, были отражены попытки повысить
пенсионный возраст для мужчин до 65 и женщинами до 60 лет. Депутаты-социалисты
участвовали в наработке действующего пенсионного закона и сделали все возможное
для того, чтобы он был принят. Напротив, нынешняя фальшивая оппозиция, будучи
пять лет у власти, ничего не сделала для того, чтобы сдвинуть с места
пенсионную реформу, ввести ее государственный накопительный уровень. С помощью
лжи и махинаций им удалось устранить из парламента Социалистическую партию.
Устраняли не только политического конкурента, устраняли политическую силу,
которая препятствовала уничтожению социальных гарантий граждан Украины.
Некоторые из тех, кому сейчас идти на пенсию, тогда аплодировали т.н. оранжевой
команде. Теперь на
ступила расплата. Оппозиция и власть сработали
вместе: одни устранили политическую силу, которая противодействовала ликвидации
социальных гарантий, другие - серьезно подорвали всю систему социальных
гарантий. И вместе за новый проект закона проголосовали те, кого лично ни
зарплаты, ни пенсии не волнуют. Тем самым власть и фальшивая оппозиция защитили
свои доходы на пенсию граждан Украины.
Социалистическая партия Украины в очередной
раз заявляет о необходимости реформирования пенсионной системы, но реформам
должно предшествовать (или хотя осуществляться одновременно) наведение
государственного порядка в экономике, выводу ее из тени и уголовного
зависимости, поддержка государством собственного производства, создание новых
рабочих мест, особенно для молодежи, обязательного разграничения бизнеса и власти.
Без этих шагов законодательные инициативы
власти и дальше будут оставаться прикрытием коррупции, попытками решить общие
проблемы за счет трудящихся.
|