Наверное, многие уже и не знают, что всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну совсем не "американской мечты". В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год.
При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал. Все эти данные взяты из заключения Бюро трудовой статистики, представленного Конгрессу США. В конце этого заключения делается вывод: " Люди должны умирать для того, чтобы процветала индустрия". Именно такой тезис ставится во главе угла авторами законопроекта о новом Трудовом кодексе Украины, авторами которого с исторической издевкой отечественный олигархический капитал назначил бывших профсоюзных деятелей, запорожца с Ивано-Франковскими корнями Ярослава Сухого и Александра Стояна, но об этом ниже.
Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х годах. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Но основное влияние на рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся. Лидерами их стали Альберт Парсонс и Август Шпис, прежде активные функционеры профсоюзов. Разуверившись в легальной политической деятельности, поняв, что парламентские выборы есть лишь "изобретение буржуазии для обмана рабочих", они начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и государством, с полицейским террором. Главным средством борьбы они видели"создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них", главной своей целью - полное уничтожение системы насилия и эксплуатации.
В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой. Рабочие распевали “восьмичасовую песню”:: Мы хотим этот мир переделать, Надоел рабский труд за гроши, Мы устали корпеть и ни часу Не иметь для себя, для души. Мы хотим любоваться солнцем И вдыхать ароматы цветов. И мы знаем: сам бог повелел нам Трудиться восемь часов. Так вставайте, рабочие братья! Пусть закон для нас будет один: По восемь часов на труд и на отдых, Восемь тратим на что хотим!
Руководство крупнейшей по численности организации США — Ордена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1 мая. 1 мая в США бастовали 350 тысяч человек (11562 предприятия), еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200 тысяч, примерно столько же — сокращения с 12 и более часов до 9-10. В Чикаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1 мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до мая 1886-го), не работало ни одно предприятие. В этот же день в газете "Мэйл" появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом — "главными организаторами беспорядков". Власти ждали лишь предлога для своей мести. И выжидали недолго.
На одном из заводов Чикаго объявили локаут, 1,5 тысячи человек были уволены. В ответ рабочие объявили забастовку. 3 мая на завод прибыли штрейкбрехеры. Рабочие их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. 4 человека были убиты, десятки ранены. В тот же вечер появились листовки с призывом собраться на митинг протеста против террора полиции. К середине следующего дня мэр города дал разрешение на его проведение, и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе женщины и дети. Выступавшие требовали проявить твердость и организованность в борьбе за свои права. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу... Один полицейский был убит, 53 ранено. Тут же был открыт огонь, полицейские преследовали людей, избивая и расстреливая мужчин, женщин и детей. В той бойне погибли десятки, ранено 200 людей. На следующий день полиция уже громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала"подозрительных". Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено. Обвинительное заключение предъявили восьмерым:
— Альберту Парсонсу
— Сэмюэлю Филдену
— Юджину Швабу
— Адольфу Фишеру
— Августу Шпису
— Георгу Энгелю
— Луису Лингу
— Оскару Небе
Эти люди были особенно ненавистны властям предержащим - не столько из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодаря им Чикаго стал главным центром рабочего движения в США. Кроме Филдена, никого из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей. Парсонсу удалось скрыться в подполье, но к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей. Присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав. Но и ее не требовалось: присяжные — все как один, управляющие предприятиями- до начала процесса говорили о своей убежденности в виновности обвиняемых и о том, что они вынесут соответствующее решение. Суд шел около месяца, в заключительном слове прокурор сказал: " Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были вожаками. Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других. " Приговор гласил: семерым — смертная казнь, одному — 15 лет лишения свободы. Филдену и Швабу заменили смертную казнь на пожизненное заключение; Линг покончил с собой. 11 ноября 1887 года Парсонс, Шпис, Энгель и Фишер были повешены. Но уже в 1893 году всех амнистировали за недосказанностью их вины.
А в декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих. Чуть позже конгресс Второго Интернационала постановил праздновать 1 мая как день международной солидарности трудящихся.
В 142 странах мира до сих пор этот день отмечают, как день Международной солидарности рабочих. Люди выходят на демонстрации с экономическими и политическими требованиями. Часто эти демонстрации заканчиваются столкновением с полицией и разгоном демонстраций.
СССР: "Когда мы едины - мы непобедимы"
В Российской империи Первомай как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай, впервые в истории, отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами "Долой министров-капиталистов", "Вся власть Советам", "Долой империалистическую войну!".
В Советском Союзе, где Первомай после Октябрьской революции стал одним из главных официальных праздников, каждое первое мая, люди выходили на демонстрации, чтобы еще раз продемонстрировать свою решимость в борьбе против власти капитала, свою солидарность в этом с трудящимися всех стран мира. Каждый Советский человек знал и помнил, что главным результатом борьбы за права трудящихся стало возникновение социального государства, в котором права человека труда защищены законом, трудящиеся имеют свободный доступ к образованию, здравоохранению, получают качественные социальные услуги со стороны государства. В СССР праздник 1 мая стал по-настоящему "массовым праздником". И это действительно был праздник для всех советских трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. Лучшие из лучших удостаивались чести пройтись по главной - Красной площади, перед Мавзолеем. Долгое время 1 Мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран.
Главной целью празднования Первомая в СССР было напомнить людям, что только при условии единства действий завоевывается, появляется и может быть сохранена в обществе такая категория человеческой жизни, как свобода. Тем временем в Украине... А в Украине представители парти власти как бы в насмешку Дню солидарности трудящихся внесли законопроект нового Трудового кодекса Украины, по принятию которого социальные завоевания (именно завоевания, так как война между трудом и капиталом, что бы ни говорили теоретики "социального партнерства", происходила и происходит в той или иной форме), будут значительно.урезаны.
Наташаяет изменение правил на рынке труда следующим образом: "Кто-то не намерен понимать, что рыночные преобразования, происходящие в стране необратимы и связаны с работой, - говорит СУхой. - А старый КЗоТ, несмотря на большое число перемен, сильно устарел, не отвечает экономическим условиям современности". Переводя фразу на доступный язык, это означает: "Мы хозяева жизни и мы определяем, кому и сколько трудиться. Норма эксплуатаци занижена, отечественный капитал не собирается тратиться на модернизацию и инноваци, а, значить, чтобы не терять, а наращивать прибыль - главную ценность рыночной идеологи - будете пахать, сколько вам скажут". Роль профсоюзов сведена к представительским функциям, да они сами себя завели к ситуации, когда благодаря оплачиваемой бездеятельности с профкомами никто из работодателей не считается. В проекте нового Трудового кодекса предусмотрены стимулирующие мероприятия для работодателей, которые предполагают отсутствие профсоюзов на предприятиях и учреждениях. Будет массовое закрытие профсоюзов на предприятиях или практически будут оставаться профсоюзы, которые будут лояльными к работодателям, руководителя профсоюза станет назначать работодатель. Принимая Трудовой кодекс, власть пытается уменьшить активность профсоюзов, просто фактически ликвидировать профсоюзы как общественную структуру, которая защищает наемных работников.
При этом 143-я статья новой редакции Трудового кодекса предусматривает право работодателя увеличивать рабочий день до 12 часов и более, а рабочую неделю — до 48 часов и более. Так и будет, можно не сомневаться, как и в том, что не будет введен почасовой минимум заработной платы, а за дополнительные 4 часа труда рабочим и служащим положат сколь-нибудь значимую компенсацию. Недовольны новым ТК и правозащитники из лагеря оппозиции. Так, бывшая "нашаукраинка", ныне - депутат От "Батькивщины" Ксения Ляпина негодует: "Работника снова станет труднее уволить, наказать за брак, за разглашение коммерческой тайны, - говорит Ляпина. - Частным работодателям навязывают "социально незащищенные слои населения", не стимулируя это снижением налогов, что ухудшает конкуренцию". Долой незащищенные слои! только портят атмосферу, пользуются ресурсами и не производят добавочную стоимость в необходимых объемах! Но давление капитала имеет свои пределы. Доказано в 1917 году, упаси Боже повторного доказательства в той форме, как это произошло почти сто лет назад!
|