Несколько месяцев назад региональные СМИ облетела новость: при получении взятки в размере 1,5 тыс. долларов задержан депутат городского совета Евгений Першин. Задержание было произведено сотрудниками УБОП 10 апреля 2005 года в офисе строительной компании «Форт», принадлежащей Першину, непосредственно после получения им взятки. По словам заместителя начальника Запорожского управления по борьбе с организованной преступностью Константина Скачко, факт вымогательства был зафиксирован. По официальной версии, взятка была получена Першиным в качестве платы за решение депутатской комиссией, в которую он входит, вопроса о выделении земельного участка под кафе. После задержания подозреваемого в его отношении возбуждено уголовное дело по статье 386 ч. 2 Уголовного кодекса Украины «Получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим ответственное положение». Если Першина признают виновным, ему грозит лишение свободы сроком от 5 до 10 лет с конфискацией имущества и лишение права занимать руководящие должности. С самого начала это резонансное дело привлекло внимание общественности своей неоднозначностью. Попробуем разобраться, что же заставило известного запорожского бизнесмена, владельца довольно успешных строительных фирм, члена постоянной комиссии Запорожского горсовета по вопросам коммунальной собственности, ресурсов, приватизации и земельных отношений позариться на столь мизерную для его уровня сумму.
Восстановим хронологию событий. По словам самого Евгения Першина с февраля 2005 года УБОП УМВД Украины в Запорожской области осуществляет за ним незаконное оперативное наблюдение с целью сбора компрометирующего материала. Какова была цель прослушивания офиса и телефонных переговоров Першина: оперативная слежка за коррумпированным чиновником или же подготовка к фабрикации уголовного дела, направленного на дискредитацию видного политика.
Вызывает удивление и сама процедура получения взятки. 10 апреля было выходным днем, но отнюдь не желание поработать сверхурочно заставило Першина прийти в офис. На встрече с ним настаивал главный санитарный врач города Валерий Близнюк, с которым особо близких отношений у Першина никогда не было. Депутат утверждает, что Близнюк кинул на его стол сверток с деньгами и со словами «Это тебе деньги от Паши Матияша» выскочил из кабинета. Першин попытался догнать Близнюка и потребовать забрать деньги назад, но был «принят» оперативно подоспевшими сотрудниками УБОП. Подозрителен и тот факт, каким образом следы от маркировочной краски со свертка появились на руках Першина, который, по его словам, к свертку не прикасался. По одной из версий, вскрыв пакет, оперуполномоченный Деркач, проводивший задержание, попросил депутата включить лампу, к которой до этого прикасался сам. Оставшаяся на приборе краска с пальцев правоохранителя вероятно и оказалась на пальцах Першина.
Корме того, непонятно, почему сумма взятки была столь незначительной. Ведь решением вопроса по кафе Матияша находилось в компетенции комиссии из 33 человек. Получается, что на каждого члена комиссии приходилось бы менее, чем по 50 долларов. Абсурдно низкая цифра. Даже если представить, что мы имеем дело с группировкой прожженных коррупционеров, вряд ли их услуги стоят настолько дешево.
Не все ясно и с мотивацией Валерия Близнюка: почему именно он выступил посредником при передаче денег между мелким коммерсантом и высоким чиновником? Что же это за мистическая личность такая, Павел Матияш, который в отличие от других предпринимателей, испытывающих священный ужас при одном упоминании о санстанции, дружен ни с кем-нибудь, а с самим главой этого ведомства? И не только дружен, но также использует его для выполнения разных мелких поручений, таких, как посредничество. По версии одного из народных депутатов, Близнюк в этой истории лицо подставное, и не передай он Першину взятку, то, скорее всего, его самого ожидало бы сфабрикованное дело.
По делу Першина было проведено несколько судебных заседаний в Орджоникидзевском районном суде г. Запорожья, который пользуется такой же репутацией, как и Печерский суд г. Киева. Стоит отметить, что сам судебный процесс проводился со многими нарушениями процессуального права, что еще раз говорит в пользу версии о сфабрикованности дела. По результатам судебных заседаний видно, что Прокуратура Запорожской области не предоставила обоснованных доказательств совершения Евгением Першиным преступления, а также необходимости избрания Евгению Першину меры пресечения. Некоторые обозреватели считают, что с самого начала все усилия прокуратуры Запорожской области были направлены не на установление истины по делу, а на помещение Евгения Першина в СИЗО. Сам Першин и его адвокаты не сдаются и заявляют, что намерены идти «до конца» в данном процессе, и уже направили в областную прокуратуру жалобу о неправомерности действий сотрудников УБОП при задержании подозреваемого. Также Першин написал жалобу народному депутату Украины Иосифу Винскому с просьбой разобраться в происшедшем.
Но настоящей сенсацией и в без того запутанном деле Першина стала недавняя пресс-конференция, которую дал капитан милиции Игнатенков Виктор Федорович. Поводом для встречи с журналистами послужило обнародование некоторыми СМИ записи разговора пресловутого Матияша с неким неизвестным лицом, в котором описывались подробности дела Першина. Таинственным собеседником Матияша и был Игнатенков.
Разговор происходил в кафе, принадлежащем Матияшу, том самом, из-за которого «пострадал» Першин. Игнатенков утверждает, что Матияш обратился с письменным заявлением в Управление по борьбе с организованной преступностью о том, что окружение Першина оказывает на него психологическое давление с целью, чтобы он изменил показания. Давление проявилось в том, что неизвестные обрисовали краской стены заведения Матияша. Заявление потерпевшего было направлено в Ленинский отдел УВД, где и работает участковым Игнатенков. По его словам, он отправился к Матияшу в заведение с целью допросить его по данному делу. На вопрос журналистов о том, почему участковый не вызвал коммерсанта к себе в райотдел, тот пожаловался на отсутствие личного кабинета и условий для работы и сказал, что имеет право допрашивать граждан по месту их работы.
Ущерб, нанесенный Матияшу, был оценен Игнатенков в 300 гривен, хотя сам капитан милиции считает, что кафе обрисовали задолго до того, как Матияш подал заявление, и это всего лишь очередной ход в игре против Першина.
После того, как вопрос по заявлению Матияша был решен, разговор продолжился в неожиданном направлении - коммерсант открыл участковому подробности своего участия в деле Першина. Причиной такого доверия послужило давнее знакомство Игнатенков с коммерсантом, которое длится с 1994 года. Матияш признался, что написанная им явка с повинной, оформлена задним числом. Игнатенков прокомментировал это как факт фальсификации материалов следствия. Как заявил предприниматель, у него состоялась встреча с Валерием Близнюком, на которой он передал ему сумму в 1500 долларов. Деньги предназначались для решения вопроса о законности расположения кафе, но не были адресованы конкретно Першину. Матияш, по его словам, просто защищал свой бизнес, а Близнюк пообещал помочь. Через некоторое время Матияшу была показана запись его разговора с Близнюком, и вследствие шантажа он и написал явку с повинной по делу о вымогательстве. Но почему-то в милицию по факту шантажа коммерсант не обратился.
До сих пор остается загадкой, кто именно записывал разговоры Матияша с Близнюком и Игнатенков. Сам капитан милиции полагает, что это одни и те же лица, а возможно, и сам Матияш.
На вопрос журналистов о том, почему он сделал заявление о подробностях дела Першина только после обнародования пленки и по прошествии значительного времени, Игнатенков ответил, что в противном случае ему бы никто не поверил. А запись является доказательством того, что разговор все-таки состоялся, и это может служить основанием для проверки материалов следствия. Игнатенков также считает, что именно прессконференция является оптимальным способом обнародования материалов, и что официальное заявление в прокуратуру и органы следствия не имело смысла, и дело замяли бы.
Игнатенков не боится расправы и преследований, так как работает не ради чинов и наград, называет себя честным милиционером и не стремится к повышению. Однако, личность Игнатенков тоже далеко не однозначна. Он уже был замешан в скандальном деле, когда работал начальником отделения Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями города Энергодара. Его сняли с должности в связи с его расследованием предполагаемого хищения из бюджета города крупной суммы в 2001 году. И только через три года он через суд добился восстановления, правда, уже на пост участкового Ленинского РОВД. Поэтому остается неясным, как относиться к поступку капитана милиции. Что это - эксцентричный способ привлечь к себе внимание и получить повышение, или же пример ответственного и сознательного работника милиции?
В деле Першина еще много белых пятен. До сих пор не ясно, кому выгодно устранить Першина с политической и деловой арены нашего города, и является ли дело против него действительно сфабрикованным? Почему представители одного ведомства, в частности, УВД, не могут прийти к согласию в оценке данной ситуации: кто-то считает депутата коррупционером, а кто-то говорит о сфабрикованности доказательств и заказном характере дела? На этот и другие вопросы еще предстоит найти ответы. Следствие продолжается…
Родион УСПЕНСКИЙ
|