В итоговой версии документа от предложений регионалов не осталось практически ничего
Подконтрольная Ахметову Партия регионов предприняла маневр в Киеве. Параллельно с выступлением Ахметова на ТРК «Украина» его бизнес-партнер Вадим Новинский внес в парламент проект «Меморандума мира и согласия», в котором повторил большинство предложений, высказывавшихся Ахметовым и Партией регионов ранее:
- децентрализация власти (ликвидация обл- и райгосадминистраций с передачей функций исполнительной власти исполкомам местных советов и прямые выборы губернаторов, перераспределение бюджета в пользу регионов),
- закрепление парламентско-президентской республики, конституционное закрепление статуса русского языка,
- внеблоковый статус Украины,
- участие в политических и экономических союзах только через референдум,
- амнистия для всех участников протестов (кроме совершивших тяжкие преступления) при условии разоружения и освобождения зданий и улиц,
- наказание всех виновных в убийствах мирных граждан во время акций протеста и окончание антитеррористической операции.
Видимо, план Ахметова состоял в том, чтобы обменять свою лояльность украинской власти на принятие меморандума, максимально приемлемого для Донбасса и юго-востока в целом. Однако фракции большинства, понимая слабость позиций ПР, восприняли текст Новинского в штыки.
«Меморандумом о том, как сдать Украину Кремлю» его назвал, в частности, нардеп из группы Еремеева Олесь Доний. После длительных переговоров был принят декларативный документ, в котором от предложений регионалов не осталось практически ничего, и который вряд ли приведет к каким-то реальным переменам на юго-востоке.
В неизменном виде остался только абзац по амнистии. Зато исчезли децентрализация (кроме перераспределения бюджета в пользу регионов), внеблоковый статус, референдумы по внешнеполитическим союзам, наказание за убийство мирных граждан и прекращение АТО (вместо этого есть лишь предложение к силовикам «разработать план мероприятий по обеспечению мирной жизни граждан» и возврату военнослужащих в места постоянной дислокации при условии сложения оружия и освобождения всех зданий).
По языкам Рада подтвердила статус украинского как единственного государственного, а русскому обещано гарантирование некоего «официального статуса», причем не через Конституцию.
Тем не менее регионалы за него проголосовали вместе с «Батькивщиной» и УДАРом. «Это компромисс, — объяснил «Вестям» первый зампред фракции ПР Михаил Чечетов. — Чтобы оставить все положения нашего варианта меморандума, пришлось бы принимать два текста — один для Западной и один для Восточной Украины. Но мы пошли на такой компромисс, чтобы добиться мира». На вопрос: в чем состоял компромисс со стороны «Батькивщины» и УДАРа, Чечетов ответил: «Это максимальный компромисс, на который они соглашались. Если бы мы не согласились, оставалось продолжение войны, при котором счет убитых пошел бы на тысячи».
Во власти маневры регионалов оценили как подтверждение стремления Ахметова бороться с земляками-ополченцами. «То, что происходящее сегодня касается не только мирных жителей, но и задевает имущественные интересы Ахметова, это очевидно. Ему пришлось сделать какие-то выводы из этой ситуации», — заявил во вторник замглавы Администрации президента Андрей Сенченко. И при этом добавил, что олигарх «мог сделать намного больше для стабилизации ситуации в Донбассе».
В ДНР уже заявили, что меморандум для них ничего не значит и на переговоры с Киевом они не пойдут.