25 июня Совет Федерации РФ, видимо, отзовет разрешение
применять военную силу на территории Украины, выданное президенту Владимиру
Путину 1 марта. Об этом верхнюю палату парламента попросил сам Путин в целях
урегулирования ситуации в восточных регионах Украины, а также
в связи с началом трехсторонних переговоров в Донецке.
В сущности, разрешение было
объявлением войны — войны в том формате, который мы наблюдали последующие почти
четыре месяца, с «вежливыми людьми» в Крыму, добровольцами-ополченцами в
Донбассе, захватами зданий, финансовой, людской и пиаровской поддержкой из России
(вплоть до назначения премьером ДНР российского политтехнолога). Военный мандат
имел большое символическое значение, он определял позицию России в конфликте.
Ключевой вопрос сегодня: обладает ли отзыв разрешения столь же мощной силой?
Может ли отзыв мандата свернуть все то, что было развернуто актом его выдачи?
(Мы при этом отдаем себе отчет в том, что формальное разрешение Совета
Федерации для начала военных действий не обязательно и может быть получено
задним числом.)
Объявление Петром Порошенко мирного плана и прекращения
огня; публичная поддержка плана Порошенко Путиным; переговоры в Донецке
представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев; телефонные
переговоры Путина и Барака Обамы — вся эта цепочка событий заставляет
предположить, что официальный отзыв разрешения на войну — часть большой сделки,
пусть, возможно, и промежуточной. В чем же состоит сделка?
Запад связал отказ от введения санкций третьего уровня в
отношении России с конкретными шагами по деэскалации ситуации на Украине. Возможно,
такие шаги мы и наблюдаем.
Кроме отказа от расширения санкций Запад мог обещать не
блокировать «Южный поток» (собственно, вчера в рамках визита Путина в Австрию
подписывались соглашения по проекту). Могут быть также сделаны шаги к
компромиссу по проблеме Крыма: ЕС запретил импорт из Крыма и Севастополя, кроме
случаев, когда товары сертифицированы на Украине. Если такая сертификация будет
налажена, все стороны смогут истолковать это к своей выгоде.
Большая сделка
Санкции могут быть обсуждены 27 июня на встрече лидеров ЕС.
В тот же день Порошенко должен подписать экономическую часть соглашения Украины
и ЕС: Россия вряд ли сможет помешать этому.
Проведение переговоров с участием лидеров непризнанных
республик Юго-Востока формально является уступкой России, но эти переговоры
могут быть действенными, только если Россия имеет влияние на добровольцев и
сможет принудить их к миру.
Успехи Киева по блокированию зарубежных счетов бывшего
президента Януковича и его окружения, очевидно, сказались на финансировании
мятежников. Замирению Донбасса также будут способствовать данные Порошенко
обещания децентрализовать власть. Ринат Ахметов, считающийся самым влиятельным
бизнесменом в Донбассе и пытавшийся вести сложную игру (вплоть до организации
своих сил самообороны), похоже, договорился с Киевом — это еще больше урезало
ресурс протеста.
Переговоры в Донецке впервые за время кризиса привели к
взаимным обязательствам сторон — отчасти уже нарушенным — прекратить огонь до
27 июня. На соблюдение этих обязательств рассчитывать трудно, но главная
новость состоит в том, что стороны в принципе сели за
стол переговоров, что, учитывая степень взаимного недоверия, казалось
невозможным еще несколько дней назад. В то же время стороны переговоров не
очень хотят обозначать себя в качестве таковых, предпочитая представлять свои
интересы через посредников с крайне размытыми полномочиями.
Не торопимся с выводами
Президент Украины участвует в переговорах только в качестве
автора обсуждаемого плана, который Порошенко представит в четверг в Страсбурге
депутатам ПАСЕ. Переговоры напрямую означали бы признание политической
субъектности самопровозглашенных лидеров Юго-Востока,
что Киеву не нужно. С точки зрения Киева, это трехсторонние переговоры
представителя ОБСЕ Хайди Тальявини, посла России Михаила Зурабова и бывшего
президента Леонида Кучмы, который представляет президента нынешнего, но
неофициально.
Россия официально никогда не подтверждала своего влияния на
события в Донецке и Луганске, а потому формально не может быть стороной
переговоров. Участие Москвы официально ограничивается присутствием Михаила
Зурабова, но и в этом случае куда важнее участиеопосредованное. Его признаком
можно считать участие в переговорах лидера общественного движения «Украинский
выбор» Виктора Медведчука — близкого к Путину политика. Участие лидеров
«народных республик» также, вероятно, предложено российской стороной.
Такие опосредованные переговоры удобны тем, что их статус
зависит от конечного результата. В случае неудачи их можно постфактум признать
не имевшими никакого официального статуса, а участники имеют возможность
отказаться от договоренностей. В случае же удачи официальные стороны легко
оказываются миротворцами, а статус неофициальных превращается в предмет торга.
Представителей «народных республик» можно будет считать «террористами» или
«сторонниками федерализации» в зависимости от обстоятельств. Источник: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/28136711/doneckij-mir?full#cut |