На минувшей неделе запорожские поклонники рок-музыки получили возможность услышать еще не изданные творения ветеранов местной рок-сцены - группы «ДЕКАДАНС». Причем такая возможность предоставлялась музыкантами дважды за одну неделю, хоть и в разных пропорциях. Cперва в прошлую пятницу, 18 ноября, «деки» отыграли солидную программу в ночном клубе «2000». На этом удивительном вечере мне хотелось бы ненадолго задержать свое и читательское внимание. Кроме самого творчества «декадансов» и разогревавшей перед ними публику группы «Лотос», данный сейшн следует рассмотреть в контексте существования местной городской рок-музыки как таковой. «ЗЕРКАЛО Запорожья» неоднократно писало о том, как «стараниями» новой областной власти, занесенной в стены облгосадминистрации «ветром революции», запорожский рок-клуб был выселен из «Стройки» и прекратил свое существование ровно через три месяца после своего очередного воскрешения в начале марта нынешнего года. Но лишь однажды после этого мы рассматривали на своих страницах возможность переведения рок-музыки в клубный культовый формат, по примеру джазовой «тусовки». И вот очередной клубный концерт на фоне полного застоя в мире «неформатной» музыки, на мой взгляд, подтвердил такую необходимость.
Во-первых, небольшой ночной клуб гораздо более комфортен для сотни зрителей, которые традиционно приходят на концерты местных рок-исполнителей. К сожалению, по каким-то причинам канули в Лету концерты того же «Декаданса», собиравшие в «Стройке» двойные аншлаги самого младшего поколения «неформального» движения города. И коль «юная поросль» подкачала, пришла пора вернуть запорожской рок-музыке внимание ее поклонников старшего возраста. А для них «старческий» комфорт клуба предпочтительнее энергетики концертного зала. Пятничный концерт в «2000» продемонстрировал разумный компромисс - немногочисленная «юность» «отрывалась» перед сценой, «дедушки» потягивали пиво за столиками и разражались аплодисментами между композициями.
Но вернемся к самому концерту. Открыла вечер малоизвестная группа «Лотос». Первые впечатления от их выступления были малоприятными. Впрочем, такова участь участников всех концертов, которые первыми выходят на сцену. Но в данном случае установлению контакта между музыкантами и аудиторией мешала еще и явная «сырость» репертуара. Ребята вели себя скованно, чередование энергичных композиций и «медляков» не производило должного эффекта. Однако если бы у зрителя сложилось впечатление полной безнадежности исполнителей, я бы просто не упомянул бы их из соображений «политкорректности». В данном же случае нельзя говорить об отсутствии таланта и перспектив творческого роста. Довольно сильная «неполитическая» песня «Лотоса» о девочке с оранжевыми косичками явно вызвала активизацию зала и вполне искренние заслуженные аплодисменты. Ну а если бы кто-то перед этим рок-концертом сказал, что я буду напевать слова «Тук-тук-тук-тук, шпалы-рельсы, рельсы-шпалы», я не самыми хорошими словами выразил бы свои сомнения. Но композиция «Лотоса» именно с таким припевом, что называется, порвала меня на куски. Каждое созданное произведение такого уровня воздействия - залог большого творческого будущего.
Между выступлениями музыкантов вниманием зрителей полноправно завладели трое запорожских велотриалистов - чемпион Украины-2005 в классе «экспертов» Артем Дворниченко, вице-чемпион Денис Жеребко, а самый маленький триалист, 12-летний Дмитрий Мога, является трехкратным чемпионом страны в своем классе. Привез это добро в «Двушку» патриарх запорожского глубинковедения Юрий Глушко. Ребята продемонстрировали высочайший уровень мастерства в своем экстремальном виде спорта. Зрителей же интересовала красота и рискованность головокружительных прыжков на велосипедах с чуть ли не трехметровой высоты.
И, наконец, вышли хэдлайнеры вечера - «Декаданс». Это было их третье по счету выступление в «2000», но впервые над сценой во время их выступления загорелся большой экран и зрители смогли параллельно посмотреть немую версию клипа «Малхолланд драйв» и слайд-шоу из жизни группы и ее ближайшего окружения. После сентябрьского потрясающего видеоряда, сопровождавшего выступление «ДДТ», похоже, данная практика станет традицией в запорожской рок-музыке. И здесь услуги ночного клуба «2000» просто неоценимы. В принципе, группа могла бы отработать свой гонорар, исполнив лишь старые композиции, что называется «на классе» - достаточно было лишь излучаемой ими энергетики, накопленной за 14 лет пребывания на сцене. Но «Декадансы», лишь относительно недавно выпустившие новый альбом «Интим», решили уже сейчас подарить зрителям новые песни, планируемые к выходу в свет лишь в следующем году. Нелегко, конечно, разглядеть тенденцию на основании одной «сырой» концертной версии нескольких свежих песен, но наиболее явные из них уже можно озвучить. Побольше «работы» стало у клавишника группы Вадима Сульдина. Без его убойных партий, завершающих некоторые песни, зрителям, побывавшим в этот вечер в «2000», уже трудно будет представить творчество группы. Радует также усиление фолк-интонаций в музыке «Декаданса», возвращение первостепенной роли скрипки, традиционные губная гармошка и бубен. В общем, можно сказать, что такое пристальное внимание к творчеству группы вполне заслуженно - не только в Запорожье, но и во всей Украине практически нет коллективов, играющих в похожем ключе.
И в завершение хочу рекомендовать всем посещать клубные рок-концерты, так как «ночной» настрой музыкантов существенно отличается (в частности, эпатажем) от концертных залов и площадей. Иногда кажется, что один и тот же репертуар в таких случаях исполняют две совершенно разные группы. Особенно наглядно это продемонстрировало выступление «Декаданса» во вторник, 22 ноября, на площади Фестивальной, где проходило празднование первой годовщины «оранжевой» революции. Кроме музыкального содержания мероприятия, «Декадансы» наполнили свое выступление политическим смыслом. На Майдане, организованном в Запорожье исключительно силами местного отделения Социалистической партии, были представлены многие другие политические силы, поддержавшие год назад главный Майдан страны. Выступал тогда на площади и «Декаданс». Спустя год музыканты подтвердили свою верность «идеалам революции» и пропагандировали своей музыкой идеи социализма.
Вот такой необычно серьезный «Декаданс». Читатели помоложе, которые знакомы с творчеством группы, поймут насколько это отличается от концертного имиджа группы. А автор, не понаслышке знакомый с духовной атмосферой «Декаданса», может уверить всех, что причина этого отнюдь не в гонорарах.
Владимир НОСКОВ
|