Почетный
президент корпорации "УкрАВТО", в состав которой входит Запорожский автомобильный завод, Тариэл Васадзе считает, что в бедах Запорожского
автозавода виновата политика государства. Об этом народный депутат и
по совместительству бизнесмен сказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ. По мнению
Васадзе, если власть в ближайшее время не пересмотрит свое отношение к
автопромышленности, этой отрасли в Украине не станет. Более того, в нынешней сложной
политической и экономической ситуации ЗАЗ может остановиться уже в сентябре.
Тариэл
Васадзе: «ЗАЗ комплектуют до 900 украинских предприятий. 30-40% комплектующих
поступало с востока. Сейчас огромные перебои. Предвидя сложную ситуацию, мы
создали определенный запас комплектующих, но он уже на исходе. Ищем замену у
китайских и других поставщиков, но это влияет на себестоимость производства.
Это касается всех моделей. Если ничего не изменится, последнее производство
может закончиться в сентябре.
Некоторые
модели ЗАЗ продает с убытком, на некоторых не зарабатывает и $100. Мы вынуждены
так опускать цену из-за того, что на рынке конкурент Geely имеет «удивительную»
возможность по демпингу. Значит, что-то не так с налогами или другими вещами.
Все операторы падают, а у них доля рынка увеличивается с 9 до 12%.
Создается
впечатление, что промышленность никому не нужна. С 2008 года, когда Украина
вступила в ВТО, у нас стабильно нарушен торговый баланс - в структуре общих
продаж автомобилей 90% приходится на импорт. Автомобили занимают второе место
по оттоку валюты из страны. Не успело прийти новое руководство Минэкономики,
открывают границы, снижают пошлины. Фракции Удар и Свобода в парламенте, а
также правительство, были активными сторонниками отмены утилизационного сбора.
Это предвыборный популизм, дескать, уберем сбор, и автомобили подешевеют. В
реальности сбор убрали, но добавили акциз, который платят все - и импортеры, и
производители. Для людей автомобили стали дороже, а такое решение помогло
только внешнему производителю. Так создали «равные» условия, которые требует
Европа.
Более
того, создали преференции российским автомобилям на нашем рынке. Этот сбор в
первую очередь был ответом России, которая ввела его у себя. Сейчас, после его
отмены, в рамках зоны свободной торговли между странами СНГ российские
автомобили могут в Украину поставляться без каких бы то ни было ограничений.
При этом украинские производители должны платить высокий утилизационный сбор,
поставляя машины на российский рынок, вследствие чего он теперь для нас закрыт.
Если так будет продолжаться, автомобили из РФ через три-четыре года завоюют наш
рынок.
При
существующих условиях в нашей стране, если говорить с позиции бизнеса, этой
индустрией, конечно, не надо заниматься. УкрАВТО имеет 13 брендов в
дистрибьюции. Компания будет прекрасно жить и работать, пока у людей будут
деньги. Но это преступный подход. Люди должны быть заняты в производстве и
получать зарплату. Если этого не будет, завтра и импорт некому будет покупать.
Из опыта развитых государств, основой экономики является промышленность и ее
рабочие места, т.е. занятость населения, высокая заработная плата и
гарантированный источник наполнения бюджета».
Автор:
Артем Киселев, Источник: InfoCar.ua, публикация с сокращениями |