Верховная Рада Украины уже одобрила законопроект, позволяющий продажу газотранспортной системы страны группе международных инвесторов и блокировку транзита газа в Европу. Европейские партеры теперь бояться за свою экономику, а сама Украина пытается продать один из немногих ценных активов в стране.
Германия является промышленным центром ЕС и основным кредитором для остальных стран региона, и даже временная проблема с транзитными потоками может привести к спаду в бизнесе.
Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц озвучил не самый позитивный прогноз для экономики Германии. Профессор Колумбийского университета, выступая на конференции в городе Линдау, назвал экономический рост в еврозоне «вялым». Экономика Германии, в частности, не росла в течение второго квартала, угрожая хрупкому восстановлению промышленности ЕС.
В ближайшие годы, возможность того, что Украина в одностороннем порядке закроет транзит газа на Украину, может стать настоящей головой болью для министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера.
Именно недавний закон о ГТС является ярким примером самоубийственной политики Украины, которая напрямую может влиять на европейских налогоплательщиков.
Как известно, 49% ГТС может быть продано консорциуму инвесторов. Но есть ряд проблем. Во-первых, сделка будет непрозрачной, а это пример ограничительной практики, что нарушает правила Всемирной торговой организации, пишет «Вести Экономика». Во-вторых, сам трубопровод никак нельзя назвать привлекательным активом.
И основные игроки на европейском энергетическом рынке очень хорошо осведомлены о качестве актива. Они знают, что трубопроводу остро необходим ремонт, а само его существование зависит от газа третьей стороны, которой выступает Россия. Самое интересное, что если Украина заблокирует поставки российского газа, то стоимость трубопровода сразу упадет до $2-3 млрд.
На протяжении многих лет власти Украины утверждали, что ГТС является активом национального значения, который не продается. Но, видимо, сейчас статус системы изменился. Украинские СМИ сообщали, что ГТС может купить Chevron, хотя официальные представители компании отказались комментировать «слухи».
При этом правительство сознательно игнорирует тот факт, что один из самых ценных активов страны продает без учета мнения населения. Ситуация вокруг ГТС напоминает тактику United Fruit Company в 1960-х. Тогда радикально-правые правительства пришли к власти в Центральной и Латинской Америке, а корпорация получила контроль над банановой индустрией стран, которая являлась основным источником экспортных доходов.
В Восточной Европе многие страны не готовы отказываться от энергетического суверенитета, так как быть банановой республикой уже не можно.
Эксперты отмечают, что события на Украине должны доминировать в повестке дня всего континента, так как это просто опасно. Еще пару лет назад «украинизиация» политики ЕС воспринималась как неудачная шутка, а сейчас 30 тыс. рабочих мест в Германии находятся под угрозой.
С этой точки зрения, позиция Венгрии, которая ищет пути для диверсификации поставок газа, говоря, что никто не может посягать на попытки поиска экономического суверенитета, выглядит более «проевропейской», чем позиция Германии.
Самое интересное, что официальные документы по энергетической политике ЕС (Европейский десятилетний план развития сети (European Ten-Year Network Development Plan), Приоритеты энергетической инфраструктуры до 2020 г. и на последующий период (Energy Infrastructure Priorities for 2020 and Beyond)) противоречат резким заявления членов Европейской комиссии, которые говорят о сокращении доли поставок газа из России. Согласно опубликованным данным, Брюссель рассчитывает увеличить импорт природного газа из России до 40%. Только время покажет, какую роль в этих планах сыграет ГТС Украины.