К сожалению, фактор времени играет против украинской экономики, т. к. разбить посуду можно за секунды, а вот потом склеивать надо будет много времени. И одно дело разговоры в Брюсселе или Минске, другое дело, когда голодные люди требуют от властей, чтобы им выплатили зарплату, пенсии и элементарно было тепло в квартирах.
И если события будут развиваться по нарастающей так, как в последнее время, то нас ждут еще большие волнения, беспорядки и забастовки. По большому счету, уже нам не помогают ни валютные интервенции, ни контроль НБУ за движением валюты. С начала 2014 г. к сегодняшнему дню курс гривны к доллару США просел более, чем на 65%, при прогнозируемом Минэкономразвития уровне инфляции к концу текущего года чуть более 19%.
Более того, с такими отрицательными показателями девальвации гривны, уровнем инфляции и падением ВВП, если развязка вооруженного конфликта на востоке страны не наступит в ближайшее время, финансовое здоровье Украины может быть окончательно подорванным. Кассовый разрыв может составить до 9 млрд долл. США, а большинство банков просто обанкротится.
Плюс, по заключению аналитиков немецкого Commerzbank, из Украины идет существенный отток капитала, и НБУ уже не в состоянии его остановить. Словом, если мы увеличиваем стоимость кредита, а с 13 ноября 2014 г. учетная ставка НБУ достигла 14% годовых, то фактически мы увеличиваем и стоимость обслуживания накопленной задолженности.
И что с этим делать, в Украине никто не знает. Вот и итог: если в 1991 г. ВВП нашей страны достигал 90 млрд долл. США, т. е. больше чем тогда у Польши, то сейчас по этому показателю мы отстаем от Варшавы в 4 раза(!). О чем это говорит? У нас нет национальной ни экономической, ни денежно-кредитной политики. Не поэтому ли с 52 млн человек в 1991 г. мы докатились сейчас до 40 миллионов?!
И, конечно, сейчас все в один голос говорят: мы ждем очередной кредит! Кажется, мы пытаемся взять взаймы отовсюду. Лично для меня это очень похоже на поздний советский период, когда советское руководство привлекало деньги просто отовсюду, чтобы каким-то образом заткнуть «дыру» в госбюджете, не проводя никаких структурных и институциональных реформ. Все также требуют выпускать, выпускать и выпускать ОВГЗ (гособлигации), чтобы, увеличивая внутренний гривневый долг, хоть как-то затыкать бюджетные «дыры».
Возможно, и поэтому министр финансов Шлапак поторопился заявить, что в новом составе Кабмина он не собирается занимать этот пост. Ведь, как известно, именно Минфин у нас отвечает за долговой рынок. А что такое разместить гособлигации — это значит взять налог с населения в будущем, а инфляция — это налог с населения в настоящем.
Теперь судите сами: по состоянию на 1 ноября 2014 г. расходы по погашению государственного долга Украины составляют 77 млрд 769 млн грн из 94 млрд 428,4 млн грн, предусмотренных на погашение госдолга помесячной росписью финансирования общего фонда госбюджета Украины на январь–октябрь 2014 года. Таким образом, отставание от графика по погашению госдолга составляет 17,6%, в частности расходы по внутреннему госдолгу составили 50 млрд 005,1 млн грн, по внешнему государственному долгу — 27 млрд 763,9 млн гривен.
Вероятнее всего, понимая такое тяжелейшее состояние украинской экономики, инвестор-миллиардер Джордж Сорос именно поэтому призвал Европейский Союз создать современный «План Маршалла», чтобы помочь Украине выйти из кризиса и интегрироваться в Европу. По его словам, Евросоюз мог бы не только обеспечить приток прямых иностранных инвестиций, но и обучение специалистов, в первую очередь в сфере управления.
В этой связи Сорос отметил очень важный аспект, что таким образом поступили страны Западной Европы по отношению к государствам Организации Варшавского Договора вначале 1990-х и этим обеспечили их успешный переход к рыночной экономике.
Однако, к сожалению, немало и таких наших международных партнеров, которые перестают верить в скорое проведение у нас реформ и в начало развертывания борьбы с коррупцией. Так, например, 12 ноября этого года в ходе мероприятия в рамках подготовки ко второму Киевскому международному экономическому форуму Шевки Аджунер, директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине, обозначил скептические перспективы создания и функционирования Банка развития в Украине.
Вот почему властям надо срочно и своим западным партнерам, и нашим гражданам честно сказать: когда от пустых слов они перейдут к конкретным делам. И этот период реформирования надо с максимальной эффективностью использовать в интересах нашей экономики. Иначе все худшее еще впереди.
Александр Гончаров директор Института развития экономики Украины.