Как известно, Президент своим указом постановил провести общественные слушания и обсуждение проекта Конституции, разработанного его командой. Ранее он пытался придать легитимность своему детищу путем рассмотрения его в конституционной комиссии, вскоре преображенной в Национальный конституционный совет.
Состав и функции, принципы формирования этого совета не вызывал улыбки только у людей, далеких от политики. Ну, может, еще и у радикальных последователей Ющенко, да и то, в душе они наверняка хохотали.
Судите сами о тех планах. Персональный состав совета должен был быть сформирован «с учетом предложений политических партий, которые имеют депутатские фракции в Верховной Раде, других политических партий, предложений Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских советов, Национальной академии наук, всеукраинских правозащитных общественных организаций»
Демократично? На первый взгляд, вполне. Но все расставили на свои места два положения. Первое, состав совета будет утверждать Президент и, второе, Национальный конституционный совет возглавляет Президент. В общем, затея провалилась, в том числе и потому, что представители тех самых парламентских партий даже не знали о времени и дате заседания Национального совета, да и проведено, как говорят, было одно-два таких заседаний.
Не получилось с неподконтрольными Президенту «господами заседателями»? Не беда, у Президента есть своя вертикаль власти, и 24 августа этого года Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ N671/2009 "О вынесении на всенародное обсуждение проекта закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины". Согласно ему, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям поручено всесторонне способствовать проведению всенародного обсуждения проекта закона "О внесении изменений в Конституцию Украины".
На одном из таких обсуждений побывал первый секретарь Запорожского обкома Соцпартии Украины Валерий Кузнецов. О своих впечатлениях о президентском проекте он поделился с читателями «ЗЗ».
«В обсуждении президентского проекта Конституции принимали участие приглашенные представители партий, общественных организаций, юристы. Присутствовал губернатор Запорожской области Александр Старух. Лейтмотивом выступлений губернатора и сил, представляющих ориентированных на Президента политических сил было то, что конституционные изменения 2004 года были недееспособны, что для людей они ничего не дают, что там много не уточненных вопросов, а в итоге страдают простые граждане Украины. По их мнению, партийная система себя не оправдала.
По поводу президентского варианта Основного закона могу сказать, что первые разделы, декларирующие социальные гарантии, права и свободы, практически ничем не отличаются от ныне действующей. Где-то переставлены статьи, где-то одно и то же положение описано разными словами. Пожалуй, единственное изменение касается того, что по ныне действующей Конституции человека можно задержать на 72 часа, а в проекте – только на 24. Присутствующие юристы тут же сделали замечание, что одних суток может не хватить даже для того, чтобы выяснить личность задержанного.
Другое дело, когда речь идет о государственной системе и системе выборной. Здесь предлагаются кардинальные изменения. Ющенко «проектирует» двухпалатную законодательную систему. При этом верхняя палата – сенаторы, а их должно быть по три от каждой области, меняются каждые два года, каждые два года нас ждут новые выборы! При этом от отдельных городов, приравненных по статусу к областям, также избирается один сенатор. Какие это города, неизвестно. Если прибавить к этому так называемых «пожизненных» сенаторов, куда, по замыслу Ющенко должны войти бывшие президенты Украины, то состав верхней палаты будет просто «резиновый». В сумме с нижней палатой число парламентариев будет даже большим, чем сейчас.
«Фишкой» Ющенко и его команды была депутатская неприкосновенность. Так вот, статья 91 президентского проекта Конституции гласит: «Народный депутат без согласия Палаты депутатов и сенатор без согласия Сената не может быть задержан или арестован»! И где обещанный «один закон для всех»?
Рассчитано, что проект прочтет не более 5% украинцев, а остальным расскажут о нем СМИ. (Помните, как Рабинович обвинил Биттлз в плохом исполнении на основе того, что племянник, фальшивя, напел ему по телефону пару песен из репертуара Ливерпульской четверки? Здесь с точностью наоборот, петь нам будут блестяще о скверном содержании. - Авт). И это первый пункт «от лукавого».
Второе, когда нам говорят, что президентский вариант дает больше
прав и свобод, это не соответствует действительности, как это видно при
сравнении проекта и действующего Основного закона Украины.
Третий пункт – убирается партийная система. Сегодня Ющенко и его
команда знают рейтинг своей политической силы. Единственные выборы в областной
совет, которые состоялись после 2006 года – это выборы в Тернополе,
электоральном поле НУНС и БЮТ. И те, и другие потерпели там сокрушительное
поражение. БЮТ, зная о возможных результатах, не пошел на выборы, хотя сам же
их инициировал. Даже Партия регионов опередила там «оранжевых». Это – результат
ответственности партий, которые брали на себя определенные обязательства на
выборах. При мажоритарной системе такая ответственность размыта. Одного и даже
десяток депутатов можно «поломать». Партию – очень сложно. Хотя бы в силу того,
что ей придется объясняться со своими избирателями. Именно такой
ответственности и боится Виктор Ющенко и его политическая сила.
Много говорилось о несовершенстве Основного закона, действующего сейчас. Но суть того хаоса, что творится в Украине, состоит в том, что ведущие игроки, и, прежде всего, Виктор Ющенко его не придерживается. Можно написать хоть десять Конституций, но если их не соблюдать, то все они будут плохими.
Заканчивая свое выступление на слушаниях, я привел слова Александра Васильевича Суворова: «Прежде, чем повелевать, научись повиноваться». Считаю, что возможность принятия проекта Ющенко – это возможность принятия президентской конституции взамен народной».
От автора: по прочтению президентского проекта сложилось впечатление, что его команда в преддверие выборов затеяло какую-то игру. Срочно понадобилось «всенародное» обсуждение, чтобы, согласно Указу о его результатах проинформировать Гаранта до 15 ноября 2009 года, а также подготовить по результатам всенародного обсуждения и подать ему до 15 декабря 2009 года сформулированные обобщенные предложения к проекту закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины». При этом в проекте присутствуют положения, которыми можно будет пожертвовать, чтобы показать, что обсуждение не прошло даром и предложение граждан находит свое отражение. Например, с теми же сутками, на которые могут быть задержаны граждане. Юристы возражают? Ладно, согласны, сидите в «обезьяннике» не 24 часа, как предлагает гуманный Президент, а 72, как и сейчас. Главное – сохранить принципиальные вещи, направленные на предоставление единоличной президентской власти.
В этой связи вспоминается старый анекдот. СССР, 1989 год, бушует перестройка, идут разоблачения эпохи сталинизма. На всю страну передают заседания первого съезда народных депутатов. Ночью в спальне Горбачева звенит телефон. Сонный Генсек берет трубку и обалдевает от услышанного. Знакомый голос с грузинским акцентом неторопливо говорит: «Михаил Сергеевич, это Иосиф Сталин. У нас к вам два предложения. Первое. Расстрелять всех участников Всесоюзного съезда. Если оно принимается, то мы не будем возражать, чтобы Красную площадь переименовать в Зеленую».
Но главное, к чему эта возня, которая должна закончиться за месяц до выборов? Ведь, даже проведи за это время референдум, по решению Конституционного суда итоги должны преобразоваться в законы в Верховной Раде. Может, опять распустить его, и тогда нужные решения референдума по новой, президентской Конституции будет принимать сам Президент?
Александр Велихов |