Столетний запорожец: я верю в будущее украинской авиации. Фото

29.12.2011 / 13:27
Евгения Абрамовича Гинзбурга можно без сомнения назвать гордостью и легендой нашего города. На его глазах прошло становление и развитие отечественной авиации, в процессе которого он принимал самое деятельное участие. 29 декабря 2011 г. запорожский авиаконструктор Евгений Гинзбург отметил 100-летний юбилей. Накануне праздника с юбиляром встретился корреспондент «ЗЗ».

Детство и юность Евгения Абрамовича прошло на Донбассе. За его плечами – нелегкий шахтерский труд. В 1931 году по комсомольской путевке он был направлен в Запорожье для учебы в авиатехникуме. Уже там проявился его талант организатора и инженера – на первом курсе его избрали старостой группы, а затем председателем профкома техникума. Конкурсный проект авиадвигателя, разработанный десяткой третьекурсников Запорожского авиатехникума, одержал победу над разработкой руководителя конструкторского бюро завода п/я 29 (так назывался нынешний «Мотор-Сiч») Решаля.

Позже были разработки десятков, если не сотен, моделей авиадвигателей, и все они прошли через руки Евгения Абрамовича – его профессией надолго стали испытания моторов. Менялись названия должности, но суть оставалась прежней – конструкторская мысль, воплощенная в металле, всегда нуждалась в проверке и доработке. За неверные решения порою приходилось расплачиваться человеческими жизнями.

Так произошло с легендарным летчиком Валерием Чкаловым, который испытывал самолет И-180 конструктора Поликарпова, создавшего И-15, И-16 (1933), И-153 «Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы.

15 декабря 1938 года состоялся последний полет лучшего, по всеобщему признанию, советского летчика Валерия Чкалова. Он взлетел на самолете И-180, на котором стоял двигатель М-88, разработанный и изготовленный на запорожском заводе № 29. Первый полет закончился трагически.

«Чкалов разбился в пятистах метрах от аэропорта при заходе на посадку – машина не дотянула. Увидев, что двигатель не дотягивает, он дал газ, но мотор заглох, и он вынужден был сесть», - делится воспоминаниями Евгений Гинзбург, - «Самолет был на малой высоте и планировал. Если бы не куча грязи у мастерской, Чкалов  мог бы остаться жив».

Почему же заглох мотор? Увы, с советских времен и по сей день производство сложных конструкций складывается таким образом, что отдельные звенья технологического процесса порою не только не согласовывают свои инженерные решения, но и противоречат друг другу. Это и произошло в далеком 1938 году.

Конструкторская разработка запорожского авиадвигателя М-88 предполагала обеспечение его работы нагнетанием топлива двух бензопомп. В замыслах инженеров, проектировавших другие составляющие самолета, входила новинка – убирающееся шасси. Для этого была необходима еще одна помпа, но места для нее конструкторы фюзеляжа не отвели. Руководитель испытаний распорядился вместо левой бензопомпы, обеспечивающей работу двигателя, разместить помпу для шасси. В итоге на форсировании полетного режима мотор заглох.

О замене помп Евгению Гинзбургу было известно за неделю до испытаний. Он был единственным из ответственных лиц, кто наложил запрет на испытательный полет в специальном формуляре.

Пойти в 1938 году против «мнения коллектива» требовало немало мужества. Но принципиальность Евгения Абрамовича по сути спасла его: лица, давшие разрешение на вылет Чкалова, были репрессированы.

В беседе с корреспондентом «ЗЗ» Евгений Гинзбург назвал двигатель М-88 своим самым любимым детищем. Этим мотором были оснащены дальние бомбардировщики ДБ-3, который бомбили Берлин уже на следующий день после нападения фашистов на СССР. Они же составили основу для военной авиации Советского Союза первого этапа Великой Отечественной.

Евгению Абрамовичу дважды приходилось встречаться с Иосифом Сталиным. Как бы ни относиться к личности последнего, это была фигура мирового масштаба. Знаки плюс  или минус расставит история. Говорят, когда патриарха китайской компартии, автора реформ, возведших Поднебесную в состав великих держав, Дэн Сяо Пина спросили, как он относится к Великой французской революции (1789-1794 гг.), он ответил: «Еще не время судить об этом».

Первый раз встреча произошла в разгар советско-финской войны. Советские летчики жаловались, что двигатели, смазанные касторовым маслом, на холоде плохо заводятся. (Немного отвлечемся. Германские генералы в своих мемуарах причиной поражения под Москвой в декабре 1941-го называли именно смазку моторов, которая замерзала на холоде. Для РККА в 1939 это тоже была проблема, но как-то справились. – Ред.).

Сталин в присутствии Евгения Гинзбурга дал команду разработать вариант авиадвигателя под минеральное масло. Запорожские моторостроители решили эту задачу к началу Великой Отечественной.

Второй раз Евгений Абрамович виделся со Сталиным в апреле 1943 года: «В то время для двухмоторного бомбардировщика Ту-2 и истребителя Ла-7 требовались авиадвигатели Швецова АШ-82фн. Пермский моторостроительный не мог обеспечить серийное производство самолетов. Нам поручалось освоить выпуск этих моторов.

Сталин спросил тогдашнего директора завода Борисова, сколько времени необходимо для выполнения задания. Борисов ответил: "За год справимся". "Вы справитесь за шесть месяцев", - «высказал уверенность» Иосиф Виссарионович. Борисов объяснил, что понадобится помощь Пермского завода им. Свердлова. Сталин распорядился: "Здесь находится директор завода Солдатов, он слышит. Готовьте постановление". Постановление было готово на следующий день. Все, что просили, мы вскоре получили: вагон мыла, вагон махорки и многое другое. В Омске, куда был эвакуирован запорожский моторостроительный завод, сразу приступили к освоению двигателя АШ-82 фн. Кстати, КБ Туполева, создавшего Ту-2, располагалось "за высоким забором" против окон дома, в котором я жил. Весной 1942-го забор и конвой убрали, а сотрудники КБ получили свободу. В том же году я познакомился с Туполевым, которому возвратили все его награды. Задание Сталина было выполнено. 7 ноября 1943 года начался серийный выпуск моторов для Ту-2 и Ла-7.

Во время той встречи в Кремле, нарком авиапромышленности Алексей Шахурин, представляя Сталину нашу группу, назвал и меня, начальника опытно-испытательной станции Гинзбурга. Сталин спросил наркома: "Это не тот Гинзбург, который написал в формуляре о запрете полета Чкалову?". "Да, это он". Сталин ко мне подошел и сказал: "Молодец". Такая у него была память, а ведь пять лет прошло после гибели Валерия Чкалова», - делится воспоминаниями 100-летний юбиляр.

А после войны чередой пошли разработки и испытания новых двигателей, которые составили гордость советской авиации. До последнего времени Евгений Гинзбург успешно возглавлял Совет ветеранов ЗМКБ «Прогресс», но годы берут своё. «Если бы не ноги, - говорит Евгений Абрамович, - то я еще ого-го!».

Несмотря на минувшее лихолетье, Евгений Гинзбург верит, что украинская авиация имеет перспективу. «Я верю в будущее украинской авиации», - заявил корреспонденту «ЗЗ» Евгений Гинзбург.

С вековым юбилеем Евгения Гинзбурга поздравили представители Шевченковской райгосадминистрации, Совета ветеранов войны и городской мэрии. Юбиляра от лица главы Шевченковсой РГА Бирюкова пригласили на… празднование столетнего юбилея последнего.

Председатель Запорожской городской организации ветеранов войны, труда и воинской службы Виктор Короленко от имени городского головы Александра Сина и городского совета вручил юбиляру памятную медаль. К сожалению, городской голова не смог принять участие в чествовании Евгения Гинзбурга ввиду личной трагедии – скончалась мать Александра Ченсановича. Со столетием Евгения Абрамовича поздравил письмом Президент Украины Виктор Янукович.

К прозвучавшим поздравлениям присоединяемся и мы, редакция «Зеркала Запорожья». Присоединяемся не без доли белой зависти и отчасти горечи. Евгений Абрамович прожил достойную жизнь. Благодаря ему и людям его поколения наш народ выстоял и победил в кровавой мясорубке Второй мировой, где на кону стояло существование этносов, наций и народов, не вписывающихся в схему фашистских «понятий», как бы об этом сейчас сказали бы.

Благодаря ему и людям его поколения, еще как-то держится на плаву экономика и государственность не только Украины, но и стран бывшего СССР. Задел был прочным, и даже двадцать лет его окончательно не могут исчерпать новоявленные нувориши, которые, по сути, паразитируют на прежних достижениях. Евгений Гинзбург может с достоинством встретиться с Вечностью. А как мы? В этом большие сомнения.

Александр Суворин

P.S. В отличие от Бориса АбрАмовича (бывшего завлаба Березовского) и Романа АбрамОвича (парвеню образца 90-х годов), человек-легенда живет не в лондонских апартаментах, а в скромной запорожской двухкомнатной квартире.

Родина помнит своих героев?

Патриарху запорожского авиастроения 100 лет!

Валерий Чкалов погиб вопреки резолюции Евгения Гинзбурга

Злополучный И-180

Юбиляру зачитывают письмо Президента Украины

Виктор Короленко награждает Евгения Гинзбурга памятной медалью.

Виктор Короленко награждает Евгения Гинзбурга памятной медалью.

Похожие статьи
Союз ветеранов Афганистана лишил владельца Global spirits Евгения Черняка незаконно полученной афганской медали
Новая власть отправила 'Мотор-Сич' в нокдаун
Евгений Карташов больше не мэр Запорожья
День ВДВ в Запорожье не удалось испортить провокаторам
КАРТАШОВ БЕЖАЛ ИЗ СТРАНЫ?
 

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум

Error: Incorrect password!