Запорожцев пять лет кормили мертвечиной
Многие из нас помнят борьбу «оранжевого режима» за «дешевое мясо». Бесконтрольный рост цен, вызванный в свое время «духом свободы», обесценил в глазах наших сограждан эту самую свободу. Правительство Тимошенко оказалось вынужденным ограничивать в экономической сфере выпущенного джина свободы и искусственно сдерживать цены на мясо, оказывать давление на трейдеров. Усилий оказалось недостаточно, и тогда в стране была провернута грандиозная афера, до сих пор мало известная украинцам. Фактически Украина тогда превратилась в помойку, утилизировавшую мясо сомнительного происхождения из Европы, Азии, заокеанских стран. Утилизировавшую через наши желудки. Кроме того, на «мясной контрреволюции» некоторые правительственные деятели сколотили себе дополнительные капиталы – из наших расходов на мясо и бюджетных средств, выделявшихся на «борьбу за дешевое мясо». Если судить на примере Запорожской области, то можно однозначно утверждать, что одним из тех, кто нажился на мясном буме, является… экс-министр внутренних дел Юрий Луценко и Юлия Тимошенко.
Орлята учатся летать
Многим запорожцам известно, что в областном центре и области много лет действовала организованная преступная группировка, состоявшая из действующих (на момент совершения афер) и бывших сотрудников МВД. Ставленники Луценко, бывшие руководители областной милиции офицеры милиции (курировавшие «золотоносную» Балку Среднюю) Сергей Махинько и Андрей Козлов, криминальные авторитеты- «металлисты» и банкир Головин – вот местная команда бизнес-представителей Юрия Луценко в Запорожской области, «зарабатывавших» для босса миллионы долларов на рейдерстве и вымогательстве, захвате заводов, банков и торговых предприятий. Но нельзя сказать, что запорожские «орлы Луценко» были лишь грубой физической силой с милицейскими полномочиями. Мясная афера, провернутая ими в регионе во второй половине 2000-х годов, - пример интеллектуальной преступности. Хотя, очевидно, что данная афера разворачивалась Юрием Луценко по всей стране и была разработана столичными «аналитиками», а запорожские «орлы Луценко» были лишь ее реализаторами в нашем регионе.
Зачем нам кузнец?
Так или иначе, но группировка взяла под свой контроль дочернее предприятие Мелитопольского мясокомбината, производившее мясные изделия под торговой маркой «Вакула». Одним из основных действующих лиц мясной аферы в Запорожье был Юрий Головин – бывший глава ревизионной комиссии печально известного «Нашего банка» и председатель Наблюдательного совета Мелитопольского мясокомбината, крупный пакет акций которого принадлежал «Нашему банку». Организовав вместе с такими «орлами Луценко», как упоминавшиеся Махинько и Козлов, милицейский наезд на фактического владельца банка Игоря Сергиенко, Головин добился банкротства и ликвидации кредитного учреждения, в процессе чего завладел рядом предприятий, находящихся в собственности банка.
Одним из таких предприятий стало ОАО «ТД Вакула». Это предприятие, как и ряд других, стало «бонусом» «орлам Луценко» за обеспечение экс-министру МВД более существенных бизнес-проектов в регионе – в первую очередь, контроль над Балкой Средней и реализацию мяса из Госрезерва. Последнее осуществлялось именно через «Вакулу», которым Головин завладел фактически в доле с Махинько и Козловым.
Резервисты МВД
Напомним, что во время «мясного кризиса» правительство сформировало в Госрезерве запасы мяса, поставлявшегося государству производителями по специальной цене и реализовывавшегося «придворными» трейдерами по более низким ценам. Как уже было сказано, самые высокие интересы стояли за этим «социальным» проектом. Значительная часть Госрезерва формировалась из мяса, по тем или иным причинам подлежащего утилизации в других странах.
В Украину это мясо должно было поступать не просто бесплатно, а еще и с платой за его утилизацию. Достоверно неизвестно, на каких именно условиях оно в действительности попадало в страну. Но факт, что ни о какой утилизации речь не шла – мясо подвергалось отбеливанию, выпариванию, термической обработке и последующей переработке на подконтрольных предприятиях.
Но фокус заключался еще и в том, что система Госрезерва была учреждена, чтобы помочь гражданам выжить в чрезвычайных обстоятельствах – природных и техногенных катастрофах, в случае войны, и тому подобное. Правительство Тимошенко использовало этот резерв исключительно в своих целях. Средства, вырученные от продажи ресурсов Госрезерва, частично шли на обеспечение предвыборной президентской кампании Юлии Владимировны, а частично на удовлетворение практических интересов наиболее значимых участников кАолиции, включая Юрия Луценко. По нашим сведениям, к концу 2009 года в закромах Госрезерва в Запорожской области мяса практически не осталось. Параллельно с этим в Украине была развернута кампания «Контрабанде стоп!». Эта кампания относилась исключительно к сфере бизнес-интересов Юрия Луценко в общеправительственной мясной афере, так сказать, его долей в «проекте». Милицейские ищейки выявляли и конфисковывали контрабандное мясо и мясную продукцию, после чего она также подвергалась «вторичной переработке». Зачастую речь также шла о некачественном товаре, забракованном на «родине». В Запорожье этот проект, как уже было сказано, курировали Махинько-Козлов-Головин, а «перепроизводство» осуществлялось на «Вакуле».
Наложницы в погонах
Еще одно немаловажное значение деятельность «мясников в погонах» имела в контексте налоговой политики государства. Напомним, что в рамках «антикризисной мясной программы» украинские мясокомбинаты обязали приобретать мясо у украинских производителей. Фермеры же, поставлявшие мясо для реализации правительственной программы по фиксированным, установленным Кабмином ценам, приравнивались к экспортерам. То есть потери в стоимости им компенсировались возвратом налога на добавленную стоимость.
Маркируя некачественную зарубежную продукцию украинскими брэндами, «авторы» мясной аферы также выводили из бюджета огромные средства в виде возврата НДС. Какую именно долю имел от этого Юрий Луценко – истории пока неизвестно. Надеемся, что следственные органы вскоре назовут её. Но в Запорожье (и в других областях), на местном уровне, его «бригады» поживились достаточно. В частности, новому милицейскому руководству еще предстоит узнать много интересного о деятельности запорожских «орлов Луценко», ознакомившись с хозяйственной деятельностью, например, мелитопольской фирмы «Агрокомпания», юридический адрес которой расположен по адресу г. Мелитополь, ул. Ленина, 175.
Эта компания (по документам) продолжительное время являлась одним из поставщиков сырья «Вакуле». Среди акционеров «Агрокомпании» и «Вакулы» имеются уже хорошо известные Андрей Козлов и Юрий Головин. То есть, «орлы Луценко» поставляли мясо сами себе. Стоит ли вновь напоминать, какого происхождения мясо проходило по этим документам как фермерское? В результате, кроме легализации конфиската и подлежащей утилизации тухлятины, и доходов от ее продажи, парни Луценко выкачивали из бюджета 20 процентов от самостоятельно установленной для дармового некондиционного сырья стоимости.
Свинский бизнес
Но на этом преступная цепочка не заканчивается. В свою очередь, подконтрольные «фермеры», поставлявшие «Вакуле» мясную контрабанду под видом сырья собственного производства, имели собственных поставщиков комбикормов. Одним из них являлось ООО «АгроДнепр», зарегистрированное по адресу: с. Днепровка Каменко-Днепровского района Запорожской области, ул. Кирова, 37А. Платить за поставленные товары всесильные «орлы Луценко» не намеревались, но привлекать внимание к своим постоянно действующим предприятиям преступной цепочки не стали.
Буфером для банального «кидалова» стала именно фирма «АгроДнепр». В данном случае мясники в погонах действовали в присущей им манере – грубым криминалом. «АгроДнепр» просто не рассчитывалось со своими поставщиками. А в некоторых случаях – просто принуждало последних продолжать поставки комбикормов, удобрений и прочих сельскохозяйственных товаров фирме «АгроДнепр». Более всех пострадал от деятельности «орлов Луценко» рыбколхоз «Агрорыбная хозяйственная компания» и фирма «Прибой», которому «АгроДнепр» остался должен огромную сумму денег, положив на них прибор. Обращения рыбколхоза и других пострадавших в правоохранительные органы по причине крыши «шестерки» в лице Сергея Махинько результата не возымели.
Ветер перемен
И лишь сегодня, когда в стране и в области появляются очертания порядка и справедливости, все пострадавшие от различных видов деятельности запорожских «орлов Луценко», вновь стали обращаться в правоохранительные органы и в средства массовой информации. Однако привлечь к ответственности эту «постментовскую группировку» нелегко, а зачастую и просто невозможно. В первую очередь, из-за того, что речь в большинстве случаев идет о «хозяйственных спорах», подведомственных судебной системе в рамках хозяйственных и гражданско-правовых отношений.
Ну, признают тот же «АгроДнепр» банкротом и что с того? Юридически ООО может принудительно лишиться лишь небольшого уставного фонда, сформированного при учреждении фирмы и балансовым имуществом. А на балансе у фирм-однодневок «орлов Луценко» находятся разве что шариковые ручки да шелковые ленты для лампасов – розовый символ проданной и преданной голубой мечты.
А как можно компенсировать убытки сотням тысяч жителей Запорожья и области, которых долгие годы кормили химическим путем воскрешенной мертвечиной? И тем не менее виновные в этой и ряде других резонансных афер запорожские «орлы Луценко» должны понести наказание. Для этого необходима политическая воля нового областного, а если понадобится, то и центрального руководства страны. Ведь Запорожская область – не единственная пострадавшая подобным образом от бизнеса скандального экс-министра. И суд над ним и его подручными, думается, должен быть публичным и показательным.
Лилия ЧИБРИКОВА |