Еще раз о «мине замедленного действия» в центре Запорожья
Очень резонансное решение вынес на своей недавней сессии Запорожский горсовет. Большинством голосов депутаты проголосовали за строительство в центре города гипермаркета зарубежной фирмы «Метро Кеш энд Кэрри». Ряд общественных организаций Запорожья уже отреагировали на решение соответствующими заявлениями. Среди них «Региональный союз «Запорожье - наш город». В связи с этим наш корреспондент встретился с одним из активистов этой организации - известным запорожским бизнесменом Владимиром Кальцевым.
- Владимир Федорович, чем вызвано такое пристальное внимание членов вашей организации к строительству в общем-то рядового объекта?
- Вы знаете, против сооружения подобных объектов никто не возражает. Более того, нас радует, что городские власти ищут серьезных инвесторов для Запорожья. Возражения вызывает место стройки. Набережная зона своего рода «жемчужина» города, такая же как, скажем, остров Хортица или парк «Дубовая роща». Согласитесь, в условиях нашего экологически загрязненного города подобные зеленые оазисы нужно беречь с утроенным вниманием. Я думаю, это понимает каждый здравомыслящий человек.
- Однако представители мэрии со страниц газет и экранов телевидения нам постоянно внушали, что это безобидный объект и ничем не повредит окружающей среде, а кроме того даст городу массу преимуществ. Например, хозяева «Метро» приведут в порядок замусоренную территорию, построят новые коммуникации, создадут 500 новых рабочих мест.
- Что касается наведения порядка, то очень грустно слышать, что такой аргумент является чуть ли не главным в этом важном деле. Если у мэрии нет возможности убрать мусор, она может обратиться к общественности города. В частности, наша организация «Региональный союз «Запорожье - наш город» может выйти на субботник и убрать мусор. Если только вся загвоздка в этом. Но дело, конечно, не в этом. Я хочу напомнить, что речь идет не об обычном магазине - супермаркете, в который может зайти любой горожанин. Речь идет об оптовом складе где товар могут приобретать только предприниматели и предприятия. Рядовой покупатель туда не сможет зайти.
- Кстати, представители мэрии говорили о сверхдешевых ценах в «Метро»...
- Как экономист, могу пояснить, что в таких заведениях никогда не могут быть цены ниже, чем у компаний, которые торгуют отдельными группами товаров. Да, на первом этапе «Метро» возможно обеспечит довольно низкие цены, чтобы отобрать свою долю рынка у других оптовиков, но когда завоюет свою нишу, обязательно повысит цены, чтобы компенсировать потери. Всем, кто интересуется механизмом цен на рынке, я бы посоветовал прочитать книгу Филиппа Котлера «Маркетинговые войны». Это настольная книга любого серьезного предпринимателя. В ней четко описана стратегия вхождения таких монстров в новые рынки. Так что заявления о том, что гипермаркет обеспечит город товарами по очень низким ценам, мягко говоря, несостоятельны.
- А что вы можете сказать об огромных инвестициях, которые нам обещают «отцы города» от нового объекта?
- Давайте рассмотрим этот объект подробнее. Здесь четко просматриваются такие аспекты, как экономический, экологический, и еще один аспект, который нам мэр Евгений Григорьевич Карташов в свое время назвал «региональным патриотизмом». Причем, первые два аспекта в данном случае довольно тесно переплетаются. Начнем с того, что стоимость земельных участков на Набережной ежегодно растет
на 30-40 процентов.
По Генеральному плану развития города этот район предусмотрен исключительно как зона отдыха и предназначен для сооружения развлекательных объектов, но как только мы здесь построим оптовый склад, сюда потянутся ежедневно до 1,5 тысячи большегрузных машин, тягачей, автопоездов, которые являются поставщиками товаров компании «Метро» плюс к тому 4-5 тысяч автомобилей со всей области будут каждый день приезжать за покупкой товаров в магазине. Какую экологию мы получим в зоне отдыха, представляете?
- Да, нетрудно представить, губительную для здоровья.
- И как это отразится на стоимости земельных участков в этой зоне, наверное, тоже представляете. Потому что не один аквапарк, ни один развлекательный центр не станет покупать здесь землю. Здесь будут строиться только подобные гипермаркету заведения. И через несколько лет Набережная превратится в один из самых грязных и непрестижных районов города.
- Однако, городские власти утверждают, что мы получим 500 новых рабочих мест...
- Как экономист могу заверить, что получив эти 500 мест, мы потеряем до 3,5 тысяч рабочих мест, которые ныне существуют на запорожских предприятиях оптовой торговли, которые торгуют теми же товарами, что и «Метро». Это можно сравнить с известной «Пирровой победой».
- А как этот проект выглядит с точки зрения «регионального патриотизма»?
- И здесь четко видна экономическая нецелесообразность проекта. Оборот такого магазина как «Метро» составляет где-то 25-35 миллионов долларов в год. Скорее всего компания «Метро Кэш энд Кэрри» будет платить консолидированный налог в Киеве. Прибыль пойдет за границу собственникам. Городу останется только арендная плата за землю и налог на зарплату и то если зарплату сотрудники гипермаркета будут получать не в Киевском офисе кампании.
Как видите у города «вымываются» десятки миллионов долларов. А если бы эти деньги дали заработать местным предпринимателям, представьте на сколько бы пополнился городской бюджет и сколько бы новых объектов за эти деньги построилось в Запорожье. Я пытался взглянуть на проблему и с точки зрения и экономиста, и рядового горожанина, и высокопоставленного чиновника, призванного защищать интересы горожан, и ни с одной из сторон не вижу целесообразности такого шага.
- Но сессия городского совета тем не менее приняла такое решение.
- Тоже очень непонятное явление. Мы приглашали на заседание нашей общественной организации и должностных лиц городской власти, и депутатов горсовета и почти все они согласились с нашими доводами. И поэтому решение явилось для меня полной неожиданностью.
- Как вы считаете, можно ли что-нибудь изменить в судьбе Набережной зоны?
- Наша общественная организация «Региональный союз «Запорожье - наш город» сделает всё, для того, чтобы этот вопрос был пересмотрен. Мы направили соответствующие обращения в органы прокуратуры с требованием вынести протест на незаконное, по многим параметрам, решение горсовета, а также в природоохранные службы с просьбой провести экспертизу проекта. Если это не поможет, оставляем за собой право отстаивать жемчужину Запорожья всеми законными способами, вплоть до проведения гражданских акций.
Но все же я думаю здравый смысл возобладает и уникальный природный уголок еще долго будет служить добрую службу горожанам. Пора, наконец, подумать какой след оставим мы после себя на запорожской земле грядущим поколениям.
Беседовал Виктор СТЕБЛИЦЫН |