Генерал Полях о причинах и уроках Афганистана

15.02.2011 / 09:36

15 февраля 1989 года было выведено на родину последнее подразделение ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Окончилась очередная локальная война, в которой принимал участие СССР. Накануне 22-й годовщины этого события предлагаем интервью с нашим земляком, генерал-лейтенантом Петром Поляхом, который знает не по наслышке о тех теперь уже далеких событиях.

Корр.: Что заставило Вас посвятить свою жизнь Вооруженным силам?

Петр Полях: Родился я в районном центре Михайловка Запорожской области в 1931 году. Дважды, в 41-м и 43-м году, война прошла через наш населенный пункт и для меня не стоял вопрос, какую профессию выбрать. Решение стать кадровым офицером было однозначным. В 1950 году я поступил в Днепропетровское артиллерийское училище, позднее преобразованное в зенитно-ракетное. В связи с передислокацией ВУЗ пришлось оканчивать в Томске. Затем - служба в Белоруссии, Германии, в пустыне Узбекистана. В 1956 году принимал участие в венгерских событиях. В 1967 г. окончил Академию ПВО в Киеве. Получил должность заместителя командира полка в Майкопе, а через три месяца стал командиром части в Волгограде. Командуя этим полком, принимал участие в вооруженном конфликте на острове Даманском. Как известно, авиация не принимала активных боевых действий, но в задачу полка входило прикрытие наших войск от атак с воздуха. На Дальнем Востоке в разных должностях пришлось задержаться на семь лет.

Следующее назначение - начальник ПВО Центральной группы войск (Чехословакия - ред.). После службы в должности Командующего войсками противовоздушной обороны Среднеазиатского военного округа окончил Академию Генерального штаба и в 1986 году был назначен командовать противовоздушной обороной Южного оперативного направления - территории, протянувшейся от Иртыша на востоке до Бердянска на западе. На этой должности прослужил до распада Вооруженных сил СССР.

Корр.: Какую роль вы играли в афганских событиях?

П. П.: В течение трех лет - с 1986 года и до вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана в 1989 году - я занимался вопросами планирования боевых действий частей и подразделений ПВО на территории Республики Афганистан, а также организацией системы противовоздушной обороны, прежде всего, Кабула и развертыванием станций радиолокационного слежения.
Кроме того, по штатному расписанию в состав каждой мотострелковой и танковой дивизии входил зенитно-ракетный полк, находившийся в сфере ответственности командования ПВО. Когда мы убедились в отсутствии непосредственной опасности авианалетов со стороны противника, возник вопрос об эффективном использовании грозных двадцати трёх миллиметровых зенитных самоходных установок «Шилка» - ее четыре ствола выпускали снаряды с темпом стрельбы 4800 выстрелов в минуту.
Боевая машина «Шилка» в своем комплекте имеет радиолокационную станцию и счетно-решающий прибор, позволяющий одновременно отслеживать несколько воздушных целей, летящих в разных направлении и выбирать оптимальный режим стрельбы. Максимальное количество боеприпасов, которое вмещала «Шилка» - восемь тысяч единиц. Легко подсчитать, что весь комплект мог израсходоваться менее чем за две минуты непрерывной стрельбы. Было принято решение убрать РЛС и счетно-решающий прибор, что позволило вдвое увеличить боезагрузку.

Впервые я видел последствия применения «Шилки» в ходе боевых действий мотострелкового батальона, которому были приданы две установки. Душманы атаковали наше подразделение из засады, передвигаясь на лошадях. Несколько очередей зенитных установок было достаточно, чтобы от противника остались лишь клочья. Недаром моджахеды называли наши зенитки «Шайтанами». Таких «Шилок» было по четыре в каждом полку и командиры использовали их в зависимости от обстановки.

Не секрет, что одной из главных задач, решаемых советским контингентом, было уничтожение караванов, доставлявших в Афганистан оружие и боеприпасы. При этом артиллерийские зенитные установки использовались самым активным образом, особенно если в состав каравана входила автомобильная техника.

Корр.: Какие другие задачи выполняли войска ПВО?

П.П.: В состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане входил полк противовоздушной обороны, на вооружении которого был комплекс С - 75, защищал небо Кабула. В той непростой обстановке провокаций можно было ждать отовсюду (вспомним сбитый южнокорейский пассажирский авиалайнер, где явно не обошлось без заокеанских спецслужб. - авт.), поэтому ставилась задача надежно обезопасить южное направление.

Корр.: Как Вы оцениваете необходимость ввода советских войск в Афганистан?

П. П.: Оценивать необходимо совокупность различных факторов. Что в то время представлял Афганистан, да и представляет сейчас? Это - чрезвычайно бедная страна. Большей нищеты я не видел. Высококлассную японскую аппаратуру там продавали в дуканах, в крышах которых зияли огромные дыры. До 80% населения не знали грамоты. Захватывать там нечего. Но они - наши соседи, а с соседями нужно жить хорошо. И жили хорошо. И при короле, и после того, как короля сверг его племянник Дауд.

В многонациональной стране с родоплеменным укладом, когда законом является распоряжение вождя племени или муллы, говорить о централизованной власти можно лишь с большой натяжкою. Внешнеполитические связи СССР с Афганистаном были добрососедскими, устойчивыми и предсказуемыми. Внутри страны установился баланс между народами, ее заселявшими - пуштунами, таджиками, узбеками, индусами, хазарейцами и др. В 1965 году образовалась Компартия Афганистана, которая раскололась на два лагеря в 1978 году - «Хальк» и «Парчам».

Известие о революции 12-го апреля этого же года явилось полной неожиданностью для советского руководства. Главой Афганистана становится Нур-Мохаммед Тараки. Верные низложенному Дауду войска, его многочисленные родственники и друзья бежали в соседний Пакистан. Началась гражданская война.

Не хочу никого обидеть, но каждый должен заниматься своим делом. Время показало уровень управления сложнейшей державой журналистом Н.М. Тараки. Ему противостоял лидер другой партийной группировки - жесткий и волевой Амин. Видя эти противоречия, американцы пытались установить близкий контакт с Амином. В это время Тараки забрасывал правительство СССР просьбами о вводе войск на территорию Афганистана.

В Политбюро ЦК КПСС и других руководящих органах Союза также обострились противоречия по этому вопросу. Генеральный штаб ВС СССР и Председатель Комитета Государственной безопасности Ю. В. Андропов были категорически против введения советских войск на территорию соседней страны. Министр обороны СССР маршал Д. Устинов - за. Нужно учесть, что глава оборонного ведомства был выдающимся организатором ВПК, его вклад в укрепление военного потенциала страны трудно переоценить. Но анализировать геополитическую ситуацию и предвидеть военно-политические последствия ввода войск на территорию сопредельного государства он в полной мере не мог. Масла в огонь добавляли телеграммы Посла Советского Союза в Афганистане и представителя КГБ СССР в этой стране, давших положительную оценку возможности пребывания советского воинского контингента в пределах южного соседа. Подобной телеграммы Главный военный советник в Афганистане в адрес советского руководства не направлял.

На принятие решения о вводе советских войск повлиял и субъективный фактор. К тому времени Амин пришел к власти и лично пообещал Л.И. Брежневу сохранить жизнь свергнутого Н.М. Тараки. Как выяснилось позже, обещания поступили, когда политический противник Амина был уже мертв. Кроме того, в 20-м пехотном полку афганской армии после пыток были физически уничтожены все советские военные специалисты.

Известие об этом вероломном факте, сообщения о массовых репрессиях приверженцев Тараки, когда уничтожалось население целых аулов, необходимость обезопасить южные рубежи СССР и не дать Афганистану стать плацдармом для политического и военного давления на Союз со стороны США, неверная оценка геополитической ситуации со стороны некоторых членов Политбюро - всё это в совокупности привело к тому, что чаша весов качнулась в сторону начала афганской кампании. Согласно решению Политбюро ЦК КПСС от 12 декабря 1979 года «О положении в Афганистане», началась подготовка организации ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Хочу еще раз подчеркнуть - никто не собирался Афганистан завоевывать. Первоначально афганцы просили у нас одну дивизию для охраны Кабула. Освободившиеся в результате две дивизии Вооруженных сил ДРА планировалось использовать для подавления мятежников, постоянно осуществлявших рейды с территории Пакистана. Руководители соседней мусульманской страны стремились создать так называемый Великий Пакистан. Это шло в русле намерений США создать санитарный кордон, отделяющий Иран и Советский Союз от Индии и Китая. Поэтому самая мощная на то время в военном и экономическом отношении капиталистическая держава не жалела сил и средств для реализации своих интересов в регионе. Своих будущих непримиримых противников - режим Талибан и самого Бена Ладена американцы вскормили со своих рук.

Генштаб ВС СССР планировал расположить гарнизоны в крупных городах Афганистана., закрыть границы с Ираном и особенно с Пакистаном с целью не допустить проникновения на территорию дружественного государства караванов с оружием и боеприпасами. При обнаружении крупных бандформирований требовалось их окружить, но в бой не вступать. Уничтожение противника должно было возлагаться на афганскую армию. По рассчетам генштабистов для этого достаточно было 35-40 тысяч личного состава.

Корр.: Какие уроки мы вынесли с той войны?

П. П.: Как бы это цинично ни звучало, после длительного перерыва армия получила боевую практику в составе крупных воинских формирований. Воин, как и спортсмен-единоборец, растет как исполнитель только в реальных схватках.

Были отработаны вопросы взаимодействия различных родов войск - болезненный вопрос для многих армий мира. Возросла тактическая выучка частей и подразделений. Наши войска на протяжении всей афганской кампании не потерпели ни одного значимого поражения. Бывало, наши колонны попадали в засаду, но боевые потери ограниченного контингента не были чересчур велики
.
Я специально не смотрел фильм Ф. Бондарчука «Девятая рота», так как знаю о реальных событиях, положенных в основу сценария кинокартины. Действительно, рота ВДВ при проведении разблокирования города Хоста попала в окружение и приняла бой с намного превосходящими силами противника. Правда и то, что всего несколько человек остались не ранены. Двоим десантникам присвоили звание Героев Советского Союза, остальные награждены орденами и медалями. Но на самом деле погибла не вся рота, а несколько человек. И оставлять ее без подмоги никто не собирался (зная о традициях ВДВ, автор статьи считает такой драматургический ход режиссера преувеличением. - авт.). Перед позициями, где держала оборону героическая рота, остались горы трупов душманов.
Были усовершенствованы образцы вооружения и военной техники, пересмотрены нормы тылового обеспечения. Войска научились воевать в условиях горной местности. За девять лет войны наши потери составили 13 877 тысяч убитыми, а армия США во Вьетнаме, ведшая боевые действия сходной интенсивности и примерно такое же время, потеряла более двухсот восьмидесяти тысяч!

Мы вывели свои войска организованным маршем, согласно договору, не потеряв воинской чести и достоинства, под боевыми знаменами. Разве это можно сравнить с позорным бегством американских вояк из Вьетнама?

Корр.: Когда впервые стали задумываться о выводе советских войск из Афганистана?

П.П.: Впервые такой вопрос был поставлен военным командованием в 1983 году. Тогда была выведена зенитно-ракетная бригада. Через два года территорию Афганистана покинули: один мотострелковый, один танковый и четыре зенитных полка. Можно сказать, что принципиальное решение вернуть наш воинский контингент на Родину было принято в средине 80-х, но афганское правительство настоятельно просило этого не делать.

Военным уже тогда было ясно, что мы втянулись в крупномасштабную войну, а США делают все, для того, чтобы СССР еще глубже погряз в ней, подрывая свою экономику и отвлекая от решения народно-хозяйственных задач. Вопрос стоял таким образом - если мы хотим искоренить гражданскую войну, полностью перекрыть границы с Пакистаном и Ираном, разгромить и уничтожить бандформирования, то к стотысячному контингенту необходимо добавить еще 200 тыс. личного состава, соответствующим образом обученного и вооруженного, или выводить войска.

В Москве сменилось политическое руководство, по стране вовсю шагала горбачевская перестройка. С Михаилом Сергеевичем я встречался дважды. Впервые это произошло в 1987 году в Риге, на совещании высшего командования ВС СССР. Уже тогда ощущалось, что Горбачев абсолютно не владеет обстановкой в армии и ненавидит ее. Оценки деятельности Вооруженных сил, не только в Афганистане, были оскорбительными.

Началась травля армии в средствах массовой информации. Чего стоит решение начать вывод контингента советских войск в феврале 1989, когда горные перевалы, в том числе и Саланг, завалены снегом? Почему было не подождать до лета, или срочно потребовалось перед кем-то отчитаться? (Отношение Михаила Сергеевича к армии проявилось и позже, при событиях в Тбилиси и Вильнюсе. Только наивные могут считать, что армейские части могут действовать без ведома своего Главного командующего, кем в то время был Генеральный секретарь КПСС. Военных, честно выполнивших приказ, подставили под молот общественного мнения, - авт.).

Вывод войск проходил организовано, в два этапа. Первый этап - лето 1988г. Тогда, несмотря на договоренности с полевыми командирами, наши колонны зачастую были атакованы моджахеддами. Второму этапу вывода предшествовала более тщательная работа с вождями племен. Вначале отводились войска, расположенные на юге Афганистана, затем - все севернее. В средине февраля после пересечения афганской границы командующий 40-й армии генерал Громов доложил, что за его спиной не остался ни один советский солдат.

Если говорить об уроках Афганской кампании, то помимо военно-технических аспектов, о чем говорилось ранее, она показала, что высшее политическое руководство страны должно ставить перед армией четко сформулированные задачи на основе всестороннего анализа всех факторов - экономических, моральных, национально-религиозных и, прежде всего, геополитических. А главное - Афган в который раз показал несгибаемый дух нашего воина, его патриотизм и любовь к Родине.

Интервью брал Константин Багрянородный
Похожие статьи
С праздником, ветераны 'Афгана'!
Запорожские 'афганцы': выход из кризиса должен решаться за столом переговоров
Союз ветеранов Афганистана лишил владельца Global spirits Евгения Черняка незаконно полученной афганской медали
Поставлен рекорд потерь НАТО в Афганистане
В Украине - День ВДВ! Запорожцев ждет праздник
 

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум