Проблема захоронений в Запорожье не нова, еще в конце 80-х годов прошлого века предать земле ушедшего в мир иной человека было непростым вопросом – территорий существующих кладбищ явно не хватало. Открывались новые, расположенные далеко за городом, но и их возможности быстро исчерпывались. В последнее время, когда вымирание запорожцев стало очевидным фактом, людей могут хоронить прямо под вашими окнами. Свидетельство тому – история кладбища Восточное, которая длится почти десятилетие после его закрытия.
О полезном соседстве
Указанное кладбище находится неподалеку от трассы "Харьков-Симферополь" и примыкает к учебному автодрому и улице Музыкальной. Примыкает настолько близко, что обучаемые вождению обеспечены бесплатным для них наглядным материалом, что автотранспорт является средством повышенной опасности и к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Для жителей улицы Музыкальной единственным относительно положительным, с воспитательной точки зрения, моментом является постоянное напоминание мудрости древних римлян – «Memento mori», то есть «помни о смерти».
А попробуйте о ней забыть, если не сегодня-завтра могут состояться похороны чуть ли не в вашем огороде, а для удобства в качестве морга коммунальные службы будут использовать ваш погреб, причем на относительно законных основаниях. Но неудобство от близкого соседства с усопшими имеет и свои позитивные стороны. Уже сейчас во время обеда в качестве музыкального сопровождения люди, которым посчастливилось жить на улице Музыкальной (занимательный каламбур, согласитесь. – Ред.), могут бесплатно наслаждаться популярными похоронными мелодиями духового оркестра или обрядным отпеванием в стиле а cappella. Но не все жильцы пограничной с кладбищем улицы являются поклонниками прощальных мелодий. Более того, среди них не найти последователей молодежного течения «Готы».
Для справки: Го́ты — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике.
Если бы такие ребята жили вблизи кладбища, то у коммунальной службы «Ритуал» проблем не было бы, но об этом дальше. А пока согласимся с высказыванием товарища Саахова из «Кавказской пленницы»: «Плохо мы пока воспитываем молодежь».
Сколько шагов до смерти
Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага.
Так говорилось в, пожалуй, самом пронзительном тексте фронтовых песен. Но четыре шага до смерти - это в лучшем случае для жителей улицы Музыкальной, так как захоронения вплотную подступили к их заборам, которыми они наивно пытаются отгородиться от молчаливых соседей по «коммуналке». Смерть ежедневно буквально дышит им, их детям и гостям в лицо. Запах дыхания весьма специфический, на изысканный вкус, особенно в теплое время, когда семья принимает пищу в летних кухнях.
А сейчас придется обратиться к скучному эпистолярному жанру. Активист жильцов улицы Музыкальной Алексей Макаренко более десяти лет ведет неравную борьбу с бюрократическим аппаратом. Основное требование – соблюдать санитарные нормы погребления умерших.
Из ответа Главного государственного санитарного врача Запорожской области А.И. Севальнева от 23.10.2007 года:
Уважаемый Алексей Венедиктович!... Согласно п. 3.12 «Государственных правил и норм «Гигиенические требования об обустройстве и содержании кладбищ в населенных пунктах Украины» санитарно-защитная зона закрытых кладбищ к жилищным, общественным зданиям, учреждений и зон отдыха а также объектам, приравнянных к ним, может быть уменьшена в городских поселках до 50 метров…
… Проверкой установлено, что факты, изложенные в обращении жильцов домов по улице Музыкальной, улице Юности, не подтвердились… Захоронения на территории кладбища проводятся только по брони в могиле родственников (последнее захоронение проведено 27.05.2007 года…)».
Проверкой наших корреспондентов установлено, что захоронения без всякой брони родственников производились после закрытия кладбища не только ближе 50 метров от жилищных и общественных зданий, но и прямо под их окнами.
Выдержка из ответа специализированного коммунального предприятия «Запорожская ритуальная служба» на запрос депутата Запорожского городского совета Людмиле Завгородней:
«… Жалоба заявителя безосновательна, так как первые захоронения умерших на Восточном кладбище датированы 1922 годом, а некоторые жители домов, находящихся рядом с кладбищем, нарушили требования санитарного законодательства, построив дома в 300- метровой санитарно-защитной зоне, примыкающей к территории кладбища…».
Журналистами нашего издания установлено, что жалоба Алексея Макаренко имеет основания, так как технический паспорт на построенный им дом выдан в 1988 году, когда до ближайшего захоронения было более 50 метров, предусмотренных Государственными правилами и нормами «Гигиенические требования об обустройстве и содержании кладбищ в населенных пунктах Украины». Равно, как и на соседние с ним дома.
Кому выгодно расширение "зоны вечного отдыха"
Вернемся к гангстерской лирике. По словам Алексея Макаренко, к нему не раз после его многочисленных заявлений приезжали крепкие ребята с угрозами прекратить жаловаться, а не то он вскоре навеки упокоится возле своего дома. «Я на пенсии, мой отец погиб в Великой Отечественной войне, почему я должен их бояться?», - поделился своими убеждениями Алексей Венедиктович. Сам он связывает визиты незваных гостей с КП «Ритуал». С финансовыми интересами должностных лиц этого же коммунального предприятия он связывает незаконные захоронения, которые продолжаются и по сей день. Последнее состоялось в апреле этого года.
Никаких свидетельств того, что под окнами жилых домов хоронят родных ранее ушедших от нас в мир иной, нет. Могилы имеют, так сказать, статус индивидуальной застройки. Более того, со слов Алексея Макаренко территорию, примыкающую к жилищным застройкам, уже «застолбили» под будущие погребления. Насыпаны бутафорские могильные холмики и установлены деревянные кресты над ними. На крестах не содержится какой-либо информации об умерших, что довольно странно, не правда ли?
Жители улицы Музыкальной считают, что незаконные захоронения имеют коррупционный характер. Как убедить директора кладбища или его начальника в необходимости нарушить законодательство? Ответ очевиден – заинтересовать его лично. И отнюдь не поздравительной открыткой в честь Рождества, Первомая или Дня независимости Украины. Аргументация должна быть по-настоящему весомой, а что в наше окаянное время более весомое, чем деньги.
Менее очевиден ответ на вопрос: «Что делать». Да, чиновники вынуждены реагировать на заявления и жалобы граждан. Так они и реагируют. Назначают комиссии, которые с незавидной регулярностью констатируют, что «…нарушений не выявлено». И не беда, что комиссии существуют только на бумаге, а на самом деле ее члены на места незаконных захоронений даже не появлялись. Мы публикуем фото творящегося беззакония в наивной надежде, что бюрократическая машина будет вынуждена признать факты злоупотреблений её деталей – чиновников большого и не совсем большого ранга.
Впрочем, мы даем себе отчет в том, что «ворон ворону глаз не выклюет», и даже наше видеосвидетельство отдельными должностными лицами будет воспринято в принятом алгоритме: «Хоть Чо в глаза – все божья роса». Намеренно не перечисляем лиц, которые, на наш взгляд, несут ответственность за то, что люди едят борщ в сопровождении запаха разлагающейся плоти и брезгуют собирать урожай с фруктовых деревьев, чьи корни питаются органическими удобрениями мертвецов. Имя этим лицам – легион, так как сложно подсчитать, сколько их сменилось за прошедшее десятилетие.
А может, наше предположение не настолько наивно? Время покажет.
Имена и портреты похороненных под забором из этических соображений не предаем огласке, хотя, если правоохранительные органы заинтересуются публикацией, готовы предоставить имеющеюся у нас информацию по этому поводу в полном объеме.
Восточное кладбище закрыто с 2002 года, но сказано: "Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол" - не верь глазам своим".
Автодром плавно перетекает в кладбище, порою и в жизни так: А это летняя кухня по ул. Музыкальной. За забором - трупы: Ни в 2005 году... Ни в 2010 году... И в упор не видят в нынешнем, 2011 году: Техпаспорт на дом по ул. Музыкальной, 143 был выдан еще в 1988 году, когда кладбище было за разрешенной законом чертой. Сейчас чиновники утверждают, что не кладбище, закрытое 10 лет назад расширяется, а жильцы оккупируют территорию покойников: Между тем, в кучах мусора видны останки прежних погребений, на месте которых возникают новые. "Помер Максим, да и хрен с ним". Такая же логика чиновников применима и к новопреставленным, был бы гешефт: Псевдозахоронения ждут своих клиентов, похоронные чиновники "законного" вознаграждения, а жители поселка- подселения. Кресты, могилы и веночки - просто бутафория, что-то вроде застолбленного участка золотодобытчиков в Аляске, о чем писал Джек Лондон: Timeszp.com
|