Депутаты Нежухивского сельского совета Стрыйского района Львовской области по предложению депутата от ВО Свобода Марьяна Берездецкого переименовали центральную улицу села Райлив (входит в состав этого сельсовета) из улицы Мира в улицу Воинов батальона Нахтигаль (военное подразделении нацистской Германии, состоявшее в основном из украинцев). Берездецкий отметил, что "улица Мира - это пережиток советских стереотипов". После этого депутаты, посчитав название улицы непатриотичным, единогласно проголосовали за его изменение (в сельсовете 20 депутатов: 12 - самовыдвиженцы, 8 - от Батьківщини). Председатель Львовской областной госадминистрации Михаил Цимбалюк узнал о переименовании улицы от журналистов: "Если решение принято законным путем, то с моей стороны никаких возражений нет". Между тем, львовские коммунисты намерены требовать от прокуратуры Львовской области привлечения к уголовной ответственности инициаторов переименования. "Это настоящий беспредел и пропаганда фашизма. Батальон Нахтигаль в 1941 году участвовал в расстреле польских профессоров и других жителей Львова", - заявил председатель львовской областной организации Антифашистского комитета Александр Калынюк. Батальон Нахтигаль (нем. - соловей) был создан в феврале 1941 года как украинский легион в немецкой армии для участия в войне с СССР. По разным данным, в него входили от 330 до 400 членов Организации украинских националистов под командованием Романа Шухевича. Летом 1941 года Нахтигаль участвовал в военных действиях против Красной армии на территории Украинской ССР, а в октябре 1941 года был переформирован в 201-й батальон охранной полиции, направлен в Белоруссию, где до своего расформирования в декабре 1942 года воевал с партизанами и проводил карательные акции против мирного населения. После вторжения войск нацистской Германии в СССР, в ночь на 30 июня 1941 г., боевики "Нахтигаля" устроили беспрецедентную резню во Львове, унесшей жизни нескольких тысяч человек.
Очень подробно зверства "соловушек" описывает в цикле статей "Холокост по-оуновски" Максим Запорожец на страницах газеты "Столичные новости".
"Каратели из "Нахтигаля" в первый же день вступления во Львов на глазах у людей расстреляли 15 человек, 12 демонстративно повесили на балконе Львовского оперного театра, многих горожан вывезли в район расположения дрожжевого завода и там расстреляли.
По свидетельству уцелевших горожан, "соловушки" в роли палачей еврейского населения больше напоминали мясников.
Как пишет западногерманский исследователь Вилли Брокдорф (W.Brokdorf. Geheimkomandos des zweiten Weltkrieges. - München, 1967, s.126-127), ворвавшиеся в город нахтигалевцы, "взяли в зубы длинные кинжалы, засучили рукава мундиров, держа оружие на изготовку. Их вид был омерзителен, когда они бросились в город... Словно бесноватые, громко отрыгивая, с пеной на губах и вытаращенными глазами неслись украинцы по улицам Львова. Каждый, кто попадался в их руки, был казнен".
Второй свидетель, Хаим Гольдвин, вспоминал: "...Вблизи ратуши был тогда рынок. Я отошел немного в сторонку и сразу стал свидетелем страшной картины. Какая-то женщина с сыном покупала овощи. Подошли к ней нахтигалевцы и грубо толкнули.
Она обратилась к офицеру на немецком языке с просьбой о помощи. Когда она открыла сумку, показывая документы, я заметил в сумке стетоскоп и понял, что это врач. Офицер (а был им Роман Шухевич) захохотал и ударил женщину по лицу. На следующий день на улице Коперника я видел толпу людей (евреев), "соловушки" выстроили эскорт. Вдоль улицы по направлению к тюрьме вели они граждан, попутно сильно избивая их. Во дворе тюрьмы слышались выстрелы..."
Еврейские погромы во Львове "соловушки" начали 30 июня и продолжали их на протяжении первой недели июля 1941 года. Уже в первый день оккупации они начали врываться в еврейские дома и квартиры, выгонять из них жильцов и собирать их на площади Большого театра. Было собрано несколько тысяч мужчин и женщин, которым приказали мыть площадь без всяких подручных средств.
Вокруг толпы евреев стояли нахтигалевцы и оуновцы в гражданском и избивали работающих. Затем погнали толпу на Замаштынов. По обеим сторонам пути выстроились двумя рядами каратели и наносили удары по своим жертвам палками и железными ломами.
Жестокая расправа ожидала тысячи евреев на территории тюрьмы Бригидок. Очевидец П.Лисевич: "В дни 2 и 3 июля организована резня во дворе тюрьмы Бригидок. Для избиения украинцы применяли железные прутья и дубинки. От ударов трескались черепа, а стены тюрьмы со стороны двора были забрызганы кровью и остатками разлетевшегося во все стороны мозга... На улицах Солнечной, Якуба Германа, Рапопорта, Вольной, заселенных еврейским населением, врывались в помещения: били, насиловали, грабили имущество".
Газета "Вільна Україна" 13 ноября 1959 года опубликовала свидетельство очевидца преступлений "соловушек", украинца Ивана Брыля: "На улице Линде остановились три грузовика... выскочили из них гестаповцы (изъясняясь на украинском языке). Попарно стали на углах улочки с автоматами, направленными в окна домов. Другие пошли к ступенькам... Из дома, в который вошли палачи, послышались выстрелы. Из окна на крыше посыпалось стекло, полетели на дорожный булыжник оконные рамы. Позднее снова... И снова... Убийцы выбросили тогда через окно семерых (еврейских) детей".
Возле замаштыновской тюрьмы также была устроена резня. Жертвам прямо на улице разбивали железными ломами головы с такой силой, что разлетался мозг, дороги были залиты кровью и выброшенным из черепов мозгом. Детей убивали ударами головой о стены. 2 июля бандеровская боевка ОУН подожгла синагогу Темпень. Вокруг синагоги собрали евреев, которых избивали до смерти, некоторых еще живыми бросали в огонь.
5 июля бандеровцы собрали около двух тысяч евреев на теннисных кортах в районе улицы Пельчинской, держали их трое суток без воды и пищи, постоянно избивая. На протяжении недели "соловушками" и местными боевками ОУН-Б было убито свыше пяти тысяч евреев, украинцев, русских и представителей польской интеллигенции. |