Евгения Абрамовича Гинзбурга можно без сомнения назвать
гордостью и легендой нашего города. На его глазах прошло становление и развитие
отечественной авиации, в процессе которого он принимал самое деятельное
участие. 29 декабря 2011 г. запорожский авиаконструктор Евгений
Гинзбург отметил 100-летний юбилей. Накануне праздника с юбиляром встретился
корреспондент «ЗЗ».
Детство и юность Евгения Абрамовича прошло на Донбассе. За
его плечами – нелегкий шахтерский труд. В 1931 году по комсомольской путевке он
был направлен в Запорожье для учебы в авиатехникуме. Уже там проявился его
талант организатора и инженера – на первом курсе его избрали старостой группы,
а затем председателем профкома техникума. Конкурсный проект авиадвигателя,
разработанный десяткой третьекурсников Запорожского авиатехникума, одержал
победу над разработкой руководителя
конструкторского бюро завода п/я 29 (так назывался нынешний «Мотор-Сiч») Решаля.
Позже были разработки десятков, если не сотен, моделей
авиадвигателей, и все они прошли через руки Евгения Абрамовича – его профессией
надолго стали испытания моторов. Менялись названия должности, но суть
оставалась прежней – конструкторская мысль, воплощенная в металле, всегда
нуждалась в проверке и доработке. За неверные решения порою приходилось
расплачиваться человеческими жизнями.
Так произошло с легендарным летчиком Валерием Чкаловым,
который испытывал самолет И-180 конструктора Поликарпова, создавшего И-15, И-16 (1933),
И-153 «Чайка»,
1939), которые
создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы.
15 декабря 1938 года состоялся последний полет лучшего, по
всеобщему признанию, советского летчика Валерия Чкалова. Он взлетел на самолете
И-180, на котором стоял двигатель М-88, разработанный и изготовленный на
запорожском заводе № 29. Первый полет закончился трагически.
«Чкалов разбился в пятистах метрах от аэропорта
при заходе на посадку – машина не дотянула. Увидев, что
двигатель не дотягивает, он дал газ, но мотор заглох, и он
вынужден был сесть», - делится воспоминаниями Евгений Гинзбург, - «Самолет был
на малой высоте и планировал. Если бы не куча грязи
у мастерской, Чкалов мог бы остаться жив».
Почему же заглох мотор? Увы, с советских времен и по сей
день производство сложных конструкций складывается таким образом, что отдельные
звенья технологического процесса порою не только не согласовывают свои
инженерные решения, но и противоречат друг другу. Это и произошло в далеком
1938 году.
Конструкторская разработка запорожского авиадвигателя М-88
предполагала обеспечение его работы нагнетанием топлива двух бензопомп. В
замыслах инженеров, проектировавших другие составляющие самолета, входила
новинка – убирающееся шасси. Для этого была необходима еще одна помпа, но места
для нее конструкторы фюзеляжа не отвели. Руководитель испытаний распорядился
вместо левой бензопомпы, обеспечивающей работу двигателя, разместить помпу для
шасси. В итоге на форсировании полетного режима мотор заглох.
О замене помп Евгению Гинзбургу было известно за неделю до
испытаний. Он был единственным из ответственных лиц, кто наложил запрет на
испытательный полет в специальном формуляре.
Пойти в 1938 году против «мнения коллектива» требовало
немало мужества. Но принципиальность Евгения Абрамовича по сути спасла его:
лица, давшие разрешение на вылет Чкалова, были репрессированы.
В беседе с корреспондентом «ЗЗ» Евгений Гинзбург назвал
двигатель М-88 своим самым любимым детищем. Этим мотором были оснащены дальние
бомбардировщики ДБ-3, который бомбили Берлин уже на следующий день после
нападения фашистов на СССР. Они же составили основу для военной авиации Советского
Союза первого этапа Великой Отечественной.
Евгению Абрамовичу дважды приходилось встречаться с Иосифом
Сталиным. Как бы ни относиться к личности последнего, это была фигура мирового
масштаба. Знаки плюс или минус расставит
история. Говорят, когда патриарха китайской компартии, автора реформ, возведших
Поднебесную в состав великих держав, Дэн Сяо Пина спросили, как он относится к
Великой французской революции (1789-1794 гг.), он ответил: «Еще не время судить
об этом».
Первый раз встреча произошла в разгар советско-финской
войны. Советские летчики жаловались, что двигатели, смазанные касторовым
маслом, на холоде плохо заводятся. (Немного отвлечемся. Германские генералы в
своих мемуарах причиной поражения под Москвой в декабре 1941-го называли именно
смазку моторов, которая замерзала на холоде. Для РККА в 1939 это тоже была
проблема, но как-то справились. – Ред.).
Сталин в присутствии Евгения Гинзбурга дал команду
разработать вариант авиадвигателя под минеральное масло. Запорожские
моторостроители решили эту задачу к началу Великой Отечественной.
Второй раз Евгений Абрамович виделся со Сталиным в апреле 1943 года: «В то время для двухмоторного бомбардировщика Ту-2 и истребителя Ла-7 требовались авиадвигатели Швецова АШ-82фн. Пермский моторостроительный не мог обеспечить серийное производство самолетов. Нам поручалось освоить выпуск этих моторов.
Сталин спросил тогдашнего директора завода Борисова, сколько времени необходимо для выполнения задания. Борисов ответил: "За год справимся". "Вы справитесь за шесть месяцев", - «высказал уверенность» Иосиф Виссарионович. Борисов объяснил, что понадобится помощь Пермского завода им. Свердлова. Сталин распорядился: "Здесь находится директор завода Солдатов, он слышит. Готовьте постановление". Постановление было готово на следующий день. Все, что просили, мы вскоре получили: вагон мыла, вагон махорки и многое другое. В Омске, куда был эвакуирован запорожский моторостроительный завод, сразу приступили к освоению двигателя АШ-82 фн. Кстати, КБ Туполева, создавшего Ту-2, располагалось "за высоким забором" против окон дома, в котором я жил. Весной 1942-го забор и конвой убрали, а сотрудники КБ получили свободу. В том же году я познакомился с Туполевым, которому возвратили все его награды. Задание Сталина было выполнено. 7 ноября 1943 года начался серийный выпуск моторов для Ту-2 и Ла-7.
Во время той встречи в Кремле, нарком авиапромышленности Алексей Шахурин, представляя Сталину нашу группу, назвал и меня, начальника опытно-испытательной станции Гинзбурга. Сталин спросил наркома: "Это не тот Гинзбург, который написал в формуляре о запрете полета Чкалову?". "Да, это он". Сталин ко мне подошел и сказал: "Молодец". Такая у него была память, а ведь пять лет прошло после гибели Валерия Чкалова», - делится воспоминаниями
100-летний юбиляр.
А после войны чередой пошли разработки и испытания новых двигателей, которые составили гордость советской авиации. До последнего времени Евгений Гинзбург успешно возглавлял Совет ветеранов ЗМКБ «Прогресс», но годы берут своё. «Если бы не ноги, - говорит Евгений Абрамович, - то я еще ого-го!».
Несмотря на минувшее лихолетье, Евгений Гинзбург верит, что украинская авиация имеет перспективу. «Я верю в будущее украинской авиации», - заявил корреспонденту «ЗЗ» Евгений Гинзбург.
С вековым юбилеем Евгения Гинзбурга поздравили представители Шевченковской райгосадминистрации, Совета ветеранов войны и городской мэрии. Юбиляра от лица главы Шевченковсой РГА Бирюкова пригласили на… празднование столетнего юбилея последнего.
Председатель Запорожской городской организации ветеранов войны, труда и воинской службы Виктор Короленко от имени городского головы Александра Сина и городского совета вручил юбиляру памятную медаль. К сожалению, городской голова не смог принять участие в чествовании Евгения Гинзбурга ввиду личной трагедии – скончалась мать Александра Ченсановича. Со столетием Евгения Абрамовича поздравил письмом Президент Украины Виктор
Янукович.
К прозвучавшим поздравлениям присоединяемся и мы, редакция «Зеркала Запорожья». Присоединяемся не без доли белой зависти и отчасти горечи. Евгений Абрамович прожил достойную жизнь. Благодаря ему и людям его поколения наш народ выстоял и победил в кровавой мясорубке Второй мировой, где на кону стояло существование этносов, наций и народов, не вписывающихся в схему фашистских «понятий», как бы об этом сейчас сказали бы.
Благодаря
ему и людям его поколения, еще как-то держится на плаву экономика и
государственность не только Украины, но и стран бывшего СССР. Задел был
прочным, и даже двадцать лет его окончательно не могут исчерпать новоявленные
нувориши, которые, по сути, паразитируют на прежних достижениях. Евгений
Гинзбург может с достоинством встретиться с Вечностью. А как мы? В этом большие
сомнения.
Александр Суворин
P.S. В отличие от Бориса АбрАмовича (бывшего завлаба Березовского) и Романа АбрамОвича (парвеню образца 90-х годов), человек-легенда живет не в лондонских апартаментах, а в скромной запорожской двухкомнатной квартире.
Родина помнит своих героев?
Патриарху запорожского авиастроения 100 лет!
Валерий Чкалов погиб вопреки резолюции Евгения Гинзбурга
Злополучный И-180
Юбиляру зачитывают письмо Президента Украины
Виктор Короленко награждает Евгения Гинзбурга памятной медалью. |