"Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из
меня не вышло. Придется
переквалифицироваться в управдомы".
(И.Ильф,
Е.Петров «Золотой теленок»)
До
Великой Октябрьской социалистической революции не могло быть и речи о ЖКХ как
отдельной отрасли народного хозяйства. Собственные дома в городах имели только
дворяне и купцы, т.е. у люди, обладавшие капиталом. Остальной люд жил в
«доходных домах», которые были построены специально для того, чтобы получать прибыль
от сдачи квартир в наем. Другими словами, у каждого здания был хозяин, который
сам организовывал ремонт помещений, коммунальных сетей и даже обставлял
квартиры мебелью.
Конечно, жизнь не стояла на месте: в городах развивалась
бытовая инфраструктура, т.е. прокладывались водопроводные и канализационные
трубы, подводилось электричество, организовывался вывоз мусора… Однако далеко не
все дома могли похвастаться полным набором городских бытовых удобств. Возникали
ремонтные организации, так как технические системы зданий становились более
сложными, и их обслуживание требовало специальных знаний.
Например,
в уездном городе Александровск только на рубеже веков начал работать водопровод,
главное производственное здание которого сохранилось до наших дней и находится возле
автовокзала (Трактир). В тот же период времени была построена электрическая
станция, красивое здание которой и сегодня находится на площади Свобода возле
Народного дома. Торжественный вид предприятий по производству коммунальных
услуг говорит о том, что их продукция входила тогда в разряд роскоши.
После революции капитальное жилье было национализировано, сменился
хозяин, и нужно было по-другому организовывать обслуживание домов. В каждом
доме почти стихийно создавались жилищные товарищества, которые по своей сути
были кооперативами. Одна из таких организаций хорошо описана М.Булгаковым в его
романе «Мастер и Маргарита». Очевидно, что оборотных средств у жилтоварищества отдельного
дома не могло быть много, и их хронически не хватало на обслуживание.
Возникла
идея укрупнения жилищных организаций, несколько домов объединяли одним
домоуправлением, но, все-таки, в каждом доме оставляли управдома. Каждый из них
лично отвечал за техническое состояние здания и был заинтересован в сохранности
своего места работы.
На
следующем этапе коммунальной реформы домоуправления заменили ЖЭКми
(Жилищно-Эксплуатационная Контора), при них разрешено было организовывались ремонтные мастерские с определенным
штатом. Однако некоторое время должность управдома оставалась, и они продолжали
выполнять свои обязанности. Потом, в порядке экономии средств, было решено, что
управдом дублирует работу ЖЭКа по конкретному дому, и эта должность была
признана лишней.
Повинуясь
моде, на помощь ЖЭКу привлекли общественность. Были выбраны старшие по каждому
дому и старшие по подъездам. Собственно произошла замена профессионалов на
«общественников». В результате этой перестройки качество содержания жилого
фонда стало постепенно падать. Положение в коммунальной сфере не удалось
изменить даже тогда, когда ЖЭКи сменили на ЖЭУ (Жилщно- Эксплуатационное
Управление) и ПРЭЖО (Производственно-Ремонтное и Эксплуатационное Жилищное Объединение).
Конечно, в результате этого этапа реформы материально-техническое оснащение ЖКХ
значительно возросло, но эффективно использовать этот ресурс не удалось, так
как отсутствовали работники, лично заинтересованные в сохранности каждого
отдельного дома.
Сегодня,
в преддверии новой коммунальной реформы персонал ЖЭУ сокращают, ПРЭЖО
объединяют, а состояние жилого фонда продолжает ухудшаться. Среднее звено
управленцев понимает, что остановить распад сферы ЖКХ трудно, нужны инвестиции,
а не экономия на зарплате работников. Но денег у государства нет, Президент
призывает руководителей всех рангов искать средства для проведения реформ на
местах. Все делают вид, что ищут. При отсутствии подробного плана действий служащие
и руководители всегда выбирают выжидательную тактику.
И
вот Верховная Рада и Правительство, наконец, обозначили основное направление
коммунальной реформы – создание ОСМД (Объединение Собственников
Многоквартирного Дома). Жилые дома – народу! Кое-кто даже подсчитал
материальную выгоду для такого объединения – прибыль в 56 копеек на каждом
квадратном метре жилой площади. Мы на пороге эпохального, новейшего
преобразования!
"Бывает нечто, о чем говорят:
«смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. (Кн.
Екклес., или проповед.; гл.1, ст.10)
Прислушаемся к совету предков
и присмотримся к этой новации.
По
закону Украины ОСМД – это юридическое лицо, которое должно решать все житейские
проблемы дома. Жильцы приватизируют дом и создают бесприбыльную организацию,
т.е. единственным источником финансирования дома являются доходы граждан,
проживающих в ОСМД.
Скажем прямо, что этот
источник ненадежный и зависит от возрастного состава жильцов и экономической
ситуации в Украине. Закон об ОСМД отработан очень плохо, многие ситуации,
возникающие при эксплуатации дома, там просто не отражены. По сути дела ОСМД
является аналогом советского ЖСК (Жилищно-Строительный Кооператив), и одновременно
весьма напоминает Жилтоварищество. Все возвращается на круги своя, с чего
начинали – к тому и пришли.
«Что было, то и будет; и что
делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем». (Кн. Екклес.,
или проповед.; гл.1, ст.9)
Одним словом, весь богатый
опыт предприятий ЖКХ может пойти прахом!
На месте вполне современных
домов будут постепенно появляться развалины…
Последнее время инициаторы создания ОСМД стали
сомневаться в осуществимости поголовной «коллективизации» и выдвинули идею
создания управляющих компаний. Даже в Жилищный кодекс внесли норму, что ОСМД
приватизируется управляющей компанией автоматически (норма пока еще не
принята). Ну, это заведение для управляющей верхушки ЖКХ, они хотят уничтожить
коммунальную собственность и устанавливать себе оклады жалования по своему
усмотрению. Не будем пока говорить об этом.
Давайте вернемся к началу публикации, прочтем эпиграф, в
котором заключена последняя мечта Остапа Бендера. Посмотрим на мечту как на
реальное предложение по реформированию ЖКХ.
Может быть, стоит вернуться к институту
управдомов?
Конечно, возврат должен
осуществляться на новой основе и при надежном источнике финансирования. Таким
источником могла бы стать государственная страховая компания, которая возродила
бы обязательное страхование капитальных строений, а управдомы могли бы стать
агентами этой компании.
Кроме того, современных управдомов надо учить, чтобы они
получили знания, необходимые для профессионального ведения дел. Контролировать
их будут сами жильцы через Общественный совет дома, который возникнет в
соответствие с Законом и без всякого нажима, т.к. будет нужен. Инфраструктуру
обслуживания жилого фонда надо сохранить и развивать в будущем. Надо сохранить
кадры, как управленцев, так и ремонтников. Их знания следует пополнять в
процессе переподготовки, для чего нужно создать специализированный учебный центр.
ЖЭУ
и ПРЭЖО следует перерегистрировать и немного изменить их функции,
контролировать работу этих организаций смогут управдомы, объединенные в
легитимную общественную организацию. Кроме привычных функций, ПРЭЖО должно
заняться модернизацией, утеплением и ремонтом зданий. Эти положения можно
развить и конкретизировать, если есть желание создать работающую систему
коммунального хозяйства, в которую будут включены существующие коммунальные
предприятия…
Если не остановить процесс приватизации рубильников и
денежных потоков в сфере ЖКХ, то мы будем иметь только видимость реформ и
запустим процесс медленного разрушение зданий. В демократических странах все
это уже достигнуто, существуют покинутые кварталы «старых» домов. Говорят, что
умный учиться на чужом опыте.
"Видел я все дела, какие
делаются под Солнцем, и вот, все – суета и томление духа!" (Кн. Екклес., или
проповед.; гл.1, ст.14)
ЖКХ – дело тонкое, но
беспроигрышное! Это было известно даже Великому комбинатору – Остапу-Сулейману-Берта-Марии Бендеру бей… Может
быть, стоит последовать и нам этим проверенным путем? |