Государственное предприятие
"Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени
академика А.Г.Ивченко отметило 67-илетие со дня своего создания. Для
журналистов Генеральный конструктор КБ «Прогресс», академик Инженерной академии
Украины Игорь Кравченко дал пресс-конференцию.
Она прошла в атмосфере
откровенности, глава 400тысячного коллектива не стал уклоняться от острых
вопросов представителей СМИ и не побоялся дать свою оценку ситуации,
сложившейся как в авиапроме Украины в частности, так и в экономике страны в
целом.
Не будем утомлять
посетителей сайта «ЗЗ» технической информацией, любезно предоставленной
пресс-службой «Прогресса». Нужно быть узким специалистом, чтобы оценить данные
о том, что «Завершены работы по очередному повышению ресурсов и надежности
двигателей Д-36, Д-136, Д-18Т, АИ-25ТЛ, АИ-20, АИ-24 вкупе с АИ-9. Вряд ли
рядового обывателя и налогоплательщика приведет в восторг, отправит в глубокую
депрессию или приведет к отчаянию осознание факта, что «… в завершающей стадии
находятся эквивалентно-цицлические испытания двигателя АИ-222-25 № 22203 на
межремонтный ресурс 750 часов и назначенный 1500 часов». Постараемся довести до
вас то, что было интересно и для нас.
Государство и бизнес
На наш взгляд, Игорь
Федорович совершенно справедливо считает, что, если сравнивать эффективность
менеджмента со стороны частного владельца и представителя государства, то дело
не в том, какую форму собственности он представляет. Квалифицированный,
добросовестный и преданный своему делу специалист принесет пользу вне
зависимости от того, кем он нанят. Правда, при справедливой оплате. Конечно, у
частного капитала, особенно в Украине, есть широкое поле для маневров в этой
сфере. Например, «зарплата в конвертах». Но это риск и для работодателя, и для
наемного рабочего.
Государство ищет наполнение
бюджета для выполнения социальных обязательств. Пока получается не очень. Очень
не получается. Игорь Кравченко предлагает алгоритм решения этой задачи, который
не является новоизобретенным ноу-хау.
По его словам, его
предприятие оплачивает в различные фискальные органы до 80% прибыли. При этом
для разработки новых проектов, которые потенциально могут принести многомиллиардные
доходы, госпредприятие должно брать кредиты под десятки процентов. Где логика?
Более того, Игорь Федорович уверен, что, получив кредиты под 2-3 процента
годовых, реализация авиадвигателей Украины могла бы увеличиться в 5-6 раз!
Занятная статистика:
государственное предприятие «КБ Прогресс» за 20 лет независимости Украины
отправила в бюджет державы 3 миллиарда гривен, а получила 17 миллионов! Так кто
там у нас эффективный собственник? По данным экс-главы Фонда госимущества
Украины Валентины Семенюк-Самсоненко, из общего количества приватизированных
предприятий половина из них обанкротилась или вообще перестали существовать.
В мире существует всего пять
стран, способных конструировать и производить авиационные моторы. Пока в их
число входит и Украина, хотя её доля в этом сегменте мировой экономике, составляет
где-то около 2% . Суровые законы рынка, сформулированные еще О Генри в рассказе
«Дороги , которые мы выбираем», гласят: «Мне очень жаль, Билл, что твоя гнедая
сломала ногу, но мой Боливар не вынесет двоих». Для тех, кто не в теме: Боливар
— кличка коня, на котором могли бы спастись двое подельников, но один из них,
по имени Додсон, по прозвищу Акула, бросил друга и спасся сам.
Задавить эти 2% составляют объективный
экономический интерес четырех остальных конкурентов. И они с разной степенью
успеха руководствуются ставшей идеомой фразой американского классика
литературы. .
Кстати, авиастроение в странах «победившей
либеральности» несмотря на все благоглупости о свободной конкуренции,
пользуется государственной поддержкой в финансировании. Только научно-исследовательские
разработки оплачиваются почти на половину за счет госбюджета.
О кооперации
Главным бизнес-партнером по
конструированию и производству авиапромышленности, по мнению Генконструктора «Прогресса»
являются предприятия России, хотя и там не все так просто.
Сейчас у всех на слуху
трагическая гибель десятков людей при выполнении демонстрационного полета SSJ-100 (Сухой Супер Джет).
Определенные лоббистские силы настояли, чтобы вместо самолетов совместного
производства России и Украины типов АН-148 и АН-158 РФ сосредоточила
конструкторские, инженерные и производственные усилия на создание фактически
французского самолета российской сборки.
АНы должны были оснащены
моторами, спроектированными в «Прогрессе» и сделанными в запорожском
предприятии «Мотор Сич». В классе ближнемагистрального самолета АНы являлись
прямыми конкурентами «Суперджету», обладая преимуществами по ряду параметров. Проигрывали
в одном, как нам кажется – тактико-технической характеристике под названием «откат».
Справедливости ради укажем, что в России был и свой проект самолета этого же
класса – ТУ 334. По данным Генерального конструктора «Прогресса» Игоря
Кравченко по своим летным характеристикам «Тушка-334» значительно превышала «Суперджет».
Но если сотрудничество в
авиапроизводстве Украины и РФ имеют место быть, но решаемы в принципе, то
полноценная кооперация по этим вопросам со странами Запада просто исключены.
Такой вывод можно сделать из слов Игоря Кравченко. Как он сообщил на
пресс-конференции, вступление в Евросоюз на предлагаемых нам условиях уничтожит
нашу авиапромышленность как высокотехнологическую отрасль. Остатки авиации,
космоса и отчасти спорта – последнее из наследства СССР, что удается пока использовать.
На Западе наши высокие
технологии не нужны – это показала история с военно-транспортным самолетом
АН-70, который был лучшим в своем классе в свое время. Несмотря на посулы, НАТО
отказалось закупить нашу технику. Учители демократии, либеральных ценностей и
рыночной экономики мигом забывают об этих постулатах, когда дело касается
интересов национальной олигархии, кормящие «глашатаев свободы» из ладони, а
второй гладя прихлебателей по холке.
Как считает Игорь Кравченко,
рано или поздно придется вступать в тесную кооперацию производства
высокотехнологических продуктов со странами, близких нам по истории и
ментальности, прежде всего, с Россией.
О наследии и перспективе
Генеральный конструктор КБ «Прогресс»
Игорь Кравченко уверен, что наибольший удар по авиапромышленности нанес развал
СССР в конце 1991 года. С его слов, уже тогда имелись инженерные наработки авиационных
технологий, которые могут появиться на мировых рынках только через 4-5 лет.
Утеряны многие возможности,
но не утеряна перспектива. Насколько важно, настолько и сложно удержать
высокопрфессиональные кадры – понимают в КБ «Прогресс» и предпринимают все
возможные для этого меры. Но есть и оптимистические вещи. В конструкторское
бюро приходит одаренная и знающая молодежь. Это и вселяет надежду в то, что
украинской авиации быть!
В настоящее время коллектив «Прогресса»
занят разработкой двигателя, способного вызвать революцию в авиастроении.
Мощность реактивной авиации и экономность авиации винтовой специалисты запорожского предприятия готовы
совместить в ближайшее время.
|