По все видимости, проблема воровства в системе ЖКХ возникла сразу с появлением самого ЖКХ. О каких бы городских коммуникациях не шла речь, всегда найдутся хваткие дельцы-умельцы, стремящиеся подключится к «халявной» электроэнергии, теплу, водопроводу или канализации, не желая платить за потребляемую услугу и экономя на этом – кто копейки, а кто миллионы.
Но любая экономия стоит денег. И часто получается так, что одни экономят, а другие из-за этого вынуждены переплачивать.
Привычка воровать
Запорожское КП «Водоканал» обслуживает более 9 000 абонентов-юридических лиц, а также порядка 300 000 абонентов-физических лиц. От этого предприятия во многом зависит жизнеобеспечение и жизнедеятельность города. Но, по словам специалистов, водопроводные и канализационные сети запорожского «Водоканала» на сегодняшний день изношены на 80% и у предприятия нет средств на их масштабную модернизацию. При этом, нынешнее руководство КП «Водоканал» находится в постоянном поиске внутренних резервов и источников экономии, чтобы оптимизировать расходы предприятия и решить задачи по сдерживанию роста тарифов на услуги, предоставляемые населению.
Что стало причиной износа сетей? Ответ прост – время и пресловутый «человеческий фактор».
Время играет не на пользу запорожских водопроводных и канализационных сетей, большинство из них отработали больше положенного срока минимум в два раза, и давно требуют замены.
Помимо физического износа, ситуацию с водопроводными сетями во многом ухудшают несанкционированные и самовольные подключения. Десятилетиями, утверждают специалисты, запорожские предприятия воруют воду КП «Водоканал», незаконно врезаясь в водопроводные сети предприятия. При этом они платят за водоснабжение и водоотведение в десятки раз меньше, чем фактически потребляют воды. Руководители этих фирм сознательно нарушают существующие технические условия (ТУ), прописанные в договоре с КП «Водоканал». Случается и так, что эти договоры не содержат в себе ТУ или же предприятия вовсе потребляют воду без какого-либо на то разрешения.
За последние двадцать лет в практике запорожских коммунальщиков были случаи, когда предприниматель, не мудрствуя лукаво, просто приглашал слесаря и едва ли не за бутылку водки незаконно подключался к сетям «Водоканала», нарушая все технические условия.
Следствием этого системного и масштабного воровства становятся большие потери воды КП «Водоканал». Так, только за 2012 год они составили 43,5 миллиона кубических метров, то есть 44,4%. А из-за этого страдают и «Водоканал», и городской бюджет, и, что самое главное, рядовые запорожцы.
Но что это значит на практике для нас, простых горожан? А то, что эти 43,5 миллиона кубометров воды – никем неоплаченные, нигде неучтенные и присвоенные какими-то недобросовестными бизнесменами – в части нормативных потерь предприятия оплачивает население, а в части потерь сверх нормы загоняют КП «Водоканал» в убытки. Ведь потери питьевой воды в сетях, вызванные воровством и несанкционированным подключением, все равно ложатся в расходную часть КП «Водоканал», которое вынуждено покрывать их за счет тарифов – в части нормативных потерь, а в части сверхнормативных – относить к прямым убыткам предприятия, некомпенсированных тарифом потерь на водоснабжение и водоотведение.
Возникает вопрос - должны ли запорожцы платить по счетам недобросовестных и вороватых коммерсантов?! Безусловно, нет.
«Письма счастья»
Основанием для обслуживания любого из абонентов - юридических лиц КП «Водоканал», согласно нормативной базе (пп.2.1.8, 2.4.6, 2.4.8 Правил приема сточных вод предприятий в систему канализования г. Запорожья и пп. 3.8, 14.2 Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины), должны являться технические условия и проектная документация, надлежащим образом оформленная. Но долгое время бизнесмены, попросту, игнорировали эти требования законодательства.
Такая ситуация – неприемлема и недопустима, поэтому запорожские коммунальщики решили ужесточить борьбу с регулярным обворовыванием города и горожан. Специалисты КП «Водоканал» разработали систему инвентаризации и мониторинга подобных несанкционированных подключений и воровства с целью их дальнейшего устранения и привлечения виновных к административному наказанию.
КП «Водоканал» еще в ноябре 2012 года в адрес абонентов-предпринимателей направило больше ста писем с предупреждением о прекращении договорных отношений, в случае не предоставления технических условий и проектной документации для возможности оформления нового договора с предприятием. Но привыкшие годами воровать и недоплачивать в бюджет деньги дельцы практически проигнорировали требования нормативов, сделав вид, что их это не касается. В результате – из 102 предприятий-абонентов КП «Водоканал» только 15 предоставили необходимую документацию, то есть 14,7%.
Справедливости ради нужно отметить, что ряд предприятий подтвердили готовность привести в порядок ТУ и предоставить всю необходимую проектную документацию. С такими абонентами КП «Водоканал» заключило временные договора на срок от 1 месяца до 3 месяцев.
Но были среди прочих и такие, которые наотрез отказались контактировать с коммунальщиками и переводить свою деятельность в правовое русло, говоря простым языком – перестать обворовывать «Водоканал» и запорожцев.
Штрафы – не предел
КП «Водоканал» активно ищет возможности оптимизации как собственной структуры затрат, так и способы минимизации тарифов на воду для простых запорожцев. Предприятие разработало, внедряет и будет усовершенствовать механизм жесткого учета потребления воды.
Кстати, только на одном человеке, который незаконно пользуется водой, «Водоканал» теряет в год около 500 гривен. Эта сумма удваивается или даже утраивается, если в доме живет несколько человек. А теперь представьте: если речь идет о производственном предприятии, то в каких суммах исчисляются потери!
Чтобы уладить все вопросы с КП «Водоканал» предприятиям-потребителям нужно просто привести документацию в соответствие нормативам. Для этого руководителю компании необходимо обратиться в любую проектную организацию Запорожья для подготовки технических условий (ТУ) и проектной документации. После того, как эти документы будут готовы, следует согласовать их с «Водоканалом». И такое предприятие гарантированно получит регулярное и бесперебойное водоснабжение.
Тех же руководителей, которые этого не сделают, предпочитая и дальше экономить за счет запорожцев, города и коммунального предприятия, ожидает пристальное внимание со стороны правоохранительных органов и КП «Водоканал», вплоть до наложения штрафов и отключения предприятий от воды. При этом работу заблокированных абонентов от водопровода и канализации восстановят только после оплаты предприятием-абонентом всех затрат, связанных с регистрацией самовольной врезки. Также «ворам воды» начислят плату за весь период незаконного пользования сетями, в соответствии с действующим законодательством.
Как сообщили журналистам на «Водоканале», отключение самых недобросовестных предприятий-потребителей Запорожья, не желающих работать в правовом поле, ожидается уже в ближайшее время.
Нам остается только взывать к здравому смыслу запорожских «акул» и «пираний» бизнеса: перестаньте нарушать закон, на сегодняшний день у вас есть возможность легализовать взаимоотношения с КП «Водоканал» без каких-либо печальных финансовых последствий для вашей компании. И, наконец, хватит обирать своих же близких, знакомых, сотрудников собственных предприятий. В общем – всех тех, кто сегодня вынужденно отдает свои «кровные» за потребляемую вами воду, ежемесячно оплачивая коммунальные услуги.
Мы – за единые правила и стандарты для всех. Давайте, возмущаясь за несправедливые действия кого-то другого, посмотрим на собственные поступки и дадим им оценку. Давайте начнем преобразования с себя. Ведь от того, что и как мы платим сегодня, зависит сколько мы будем платить завтра и услуги какого качества нам будут предоставлены.
Андрей Смирнов |