Говоря об истоках партии «Батькивщина», начать, пожалуй, следует с того, как «началась» Юлия Владимировна Тимошенко — ее основатель и до недавних пор — бессменный лидер...
Собственно говоря, история превращения Юли Григян, родившейся в 1960 году в обычной «хрущевке» и воспитанной одной матерью — из скромного днепропетровского инженера-экономиста в «газовую принцессу», а потом — и в «оранжевую королеву» достаточно многим известна. Поэтому в рамках данной статьи отметим эти «этапы большого пути» лишь пунктиром. Юность принцессы
В 19 лет она вышла замуж за Александра Тимошенко, сына начальника областного кинопроката (вот откуда тянутся истории о том, что первую свою «копеечку» юная Юля Тимошенко заработала, прокатывая по днепропетровским видеосалонам «Эммануэль» и «Греческую смоковницу»!), а позже — председателя Кировского райисполкома Днепропетровска.
Именно свекор и помог Юле с созданием ее первого семейного бизнеса, а за ним — и второго, и третьего. Поскольку ее молодой супруг ни тогда, ни, по большому счету, позже особого интереса к самому процессу делания денег не проявлял, куда больше интересуясь спортом, автомобилями и живописью, мозговым центром этих предприятий оказалась Юлия Владимировна, уже с юных лет проявившая недюжинную деловую хватку. И именно в те годы она начала постигать всю перспективность сложных многоуровневых схем, основанных на щелях в законодательстве и знакомствах с нужными людьми, позволяющих протискиваться в эти щели именно тебе, а не кому-то другому.
«В те времена укромные, теперь почти былинные» — в середине восьмидесятых — самом начале девяностых, когда единственная «руководящая и направляющая» партия все еще обладала абсолютной властью, но старых догматиков-партократов уже стали уверенно теснить хваткие и прагматичные «комсомольцы» — основу для первых миллионных состояний будущих независимых Украины, России и т. д. закладывали именно секретари всевозможных «-комов» ВЛКСМ.
Именно под крышей областных, городских, районных комитетов комсомола стали возникать всевозможные структуры, официально призванные «поощрить молодежные инициативы», а по сути ставшие первыми коммерческими предприятиями в стране, где само слово «бизнес» еще вчера было ругательным. Тогда же предприятия получили невиданную ранее возможность — самостоятельно искать партнеров, в том числе и за границей, и самостоятельно заключать договора, более-менее самостоятельно распоряжаться заработанным. В стране появились деньги. У некоторых их оказалось много. Невероятно много... Первые схемы — первые деньги
Но, как обычно это бывает у нас в стране, теория сильно отставала от практики. То есть настоящие деньги-то на многих счетах появились, но вот законодательной базы, которая позволила бы их дальше запустить в оборот, еще не было. Тем более — превратить безналичные средства в вожделенный «нал». И Днепропетровск со множеством тогда еще не разворованных, не разрушенных, не разогнанных высокотехнологичных заводов и НИИ, работавших преимущественно на оборонку, оказался настоящим клондайком для тех, кто уже тогда имел официальную возможность делать то, чего нельзя было делать другим. И помогать этим «другим» в их насущных проблемах.
Благодаря протекции тестя, Геннадия Тимошенко, Юлия Владимировна в 1989 году стала коммерческим директором молодежного центра «Терминал» при Днепропетровском обкоме ЛКСМУ. В деятельности этого центра главным была, разумеется, не популяризация ленинской идеологии и не забота о творческой реализации молодежи, а безграничные и главное — совершенно легальные возможности по организации конвертационных центров. Для того, чтобы превратить безналичную массу в звонкую монету, «Терминал» мог на любом предприятии создать временный творческий коллектив и с уже через него «прокачать» любые суммы.
Кстати, как говорил поэт: «Бывают странные сближенья» — первым секретарем обкома комсомола на Днепропетровщине был в то время Сергей Тигипко, а завотделом агитации и пропаганды обкома ЛКСМУ — будущий пастор и «бютовец № 2» Александр Турчинов...
Впрочем, многие умопомрачительные состояния в то время одинаково легко и наживались, и терялись. Но Юлия Владимировна никогда не отличалась легкомыслием в делах. Поэтому со стула коммерческого директора «Терминала» она, с короткой пересадкой на торговой площадке Российской товарно-сырьевой биржи (РТСБ) Константина Борового, приземлилась в кресло гендиректора советско-кипрского совместного предприятия «Корпорация Украинский бензин» (СП КУБ).
Приблизительно на это время приходится ее знакомство с главой Днепропетровской госадминистрации, а впоследствии — с премьер-министром Украины и, что куда более важно в контексте нашего рассказа, основателем партии «Громада» Павлом Лазаренко. Знакомство оказалось весьма перспективным и обоюдополезным. Хотя формально за Павлом Ивановичем не числилось никаких предприятий, с Юлией Тимошенко их связал именно общий бизнес.
Именно благодаря личному интересу Павла Лазаренко «Украинский бензин», преобразованный в 1995 году в Промышленно-финансовую корпорацию (ПФК) «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), стал фактически монопольным поставщиком природного газа в Днепропетровскую область.
Именно Павел Иванович, уже став премьер-министром, в конце 1996 г. инициировал выдачу государственной гарантии на сумму 200 млн долларов США на поставку природного газа в адрес ЕЭСУ, таким образом вынудив украинское правительство взять на себя долги ЕЭСУ перед РАО «Газпром», у которого предприятие Юлии Владимировны и закупало газ.
Если верить заключению американского суда, в 1996-1997 годах Юлия Владимировна через подконтрольные ей предприятия — ЕЭСУ, UEIL и Somoli Enterprises — перевела на счета своего благодетеля 162 миллиона долларов.
Денег на ветер Юлия Тимошенко не бросала никогда. Так же как и никогда не продолжала знакомств, ставших для нее обременительными. Тогда, в период своего премьерства, Павел Лазаренко был очень ей нужен. И каждая отданная ему копейка, по сути, делала богаче саму Юлию Владимировну.
Именно ее высокий покровитель дал в 1996 году команду руководителям Кировоградской области обеспечить ее избрание в Верховную Раду. Несколько месяцев милиционеры, учителя, врачи обходили каждый дом, каждую квартиру, агитируя за совершенно незнакомого им человека, каждый вечер отчитываясь на планерке о результатах.
Если оказывалось, что какая-то семья еще не воспринимала г-жу Тимошенко «как своего спасителя» — этих людей брали на заметку и посещали снова и снова, убеждая в том, что именно Юлию Владимировна, став народным депутатом от Кировоградщины, принесет в их область счастье и благоденствие. Результат превзошел самые смелые ожидания: в своем Бобринецком мажоритарном избирательном округе № 229 36-летняя Юлия Владимировна была избрана в Верховную Раду 91,3% голосов. Обладая железной деловой хваткой, молодая гендиректор ЕЭСУ прекрасно понимала, что любое высокое покровительство не может быть вечным, и лишь золотые яйца, заботливо и предусмотрительно разложенные по разным корзинкам, смогут уберечь ее неприятных последствий в случае смены персонажей и декораций на властном олимпе.
Поэтому, продолжая активничать в лазаренковской «Громаде», она загодя стала готовить еще и запасной аэродром. Вначале — в виде сначала общественной организации «Союз миролюбивых сил «Батькивщина», а потом и партии с таким же названием, которую Юлия Тимошенко возглавила, быстро и легко отколовшись вместе со своими давними соратниками от политической структуры своего недавнего покровителя. Правда, к этому времени Павел Иванович уже был арестован в США, куда он въехал по панамскому паспорту.
Использовав благовидный предлог — сперва громкую отставку премьера Павла Лазаренко, а несколько погодя — арест и связанный с ним скандал, Юлия Владимировна не без пользы для себя избавилась от ставшего не только ненужным, но и явно вредным балласта. Для этого она сформировала в Верховной Раде альтернативную «Громаде», но при этом весьма лояльную к президенту Леониду Кучме (с которым не на жизнь, а на смерть боролся ее вчерашний патрон Павел Лазаренко) фракцию «Батькивщина».
Среди политиков упорно ходят рассказы, что это «переформатирование» произошло с Юлией Владимировной после неоднократных чаепитий с Леонидом Даниловичем, а платой за смену вектора «оппозиционных» депутатов, собранных в ее новой фракции, стало разблокирование арестованных прокуратурой банковских счетов ЕЭСУ. Во всяком случае, по времени все сходится...
Чтобы понять, какие суммы лежали в основе партии Юлии Тимошенко «Батькивщина», достаточно упомянуть лишь одну цифру: до отставки Павла Лазаренко в 1997 году, когда закономерным образом «скатилась со счастья вожжа» и у ЕЭСУ, оборот этой корпорации превышал 10 миллиардов долларов. Было о чем хлопотать, создавая в парламенте пропрезидентскую фракцию! Пастор-финансист
Многим сторонним наблюдателям кажется удивительной бессменное пребывание в роли «десницы» Юлии Тимошенко ее давнего соратника Александра Турчинова. Одной сентиментальной привязанностью к старому товарищу, с завидной регулярностью проваливавшему любую избирательную кампанию (которую он возглавлял в качестве начальника штаба) объяснить такое политическое долгожительство одного и долготерпение другой вряд ли удастся.
Однако те, кто хорошо осведомлен о внутренних рычагах и скрытых пружинах «Батькивщини», утверждают, что именно к нему сходятся все денежные нити и на нем завязаны все финансовые узлы партии. Так что избавление от Александра Валентиновича означало бы для Юлии Владимировны катастрофу с куда более тяжелыми последствиями, чем те, что свалились на ЕЭСУ после отставки Павла Лазаренко.
Ну, а Александра Турчинова, как, впрочем, и саму Юлию Тимошенко, никогда особо не заботили истории из прошлого (как, будем откровенны, и настоящего) своих доноров.
Давайте бегло пробежимся по списку его кадровых приобретений.
Открывает его «тушка-первопроходец» Игорь Рыбаков, который покинул вместе с нунсовцем Юрием Бутом ряды оранжевой коалиции в 2008 года, тем самым обрекши ее на развал. Одно из почетных мест в этом списке занимает и Андрей Портнов, покинувший ряды «Батькивщины», чтобы сменить сомнительное положение вечного оппозиционера на теплое место в аппарате президента Януковича и стать соавтором нового УПК, легализовавшего «показания с третьих лиц» — главным образом с целью осуждения Юлии Тимошенко как заказчика убийства Евгения Щербаня.
Не может не вызвать саркастической улыбки и фамилия «ананасного» Михаила Бродского. Как известно, помимо атак на Юлию Владимировну из стана «Свободных демократов», куда он перебежал вместе с еще несколькими бютовцами, этот «юмористический» персонаж украинской политики запомнился соотечественникам и весьма своеобразным автопиаром.
Впрочем, и сама партийная эмблема Михаила Бродского выглядела вполне убедительно и красноречиво: ананас — фрукт для Украины экзотический, неродной, а потому необязательный, факультативный, так сказать, и оттого где-то даже подозрительный.
Но одной из бесспорных жемчужин кадровой коллекции Александра Турчинова, безусловно, можно считать Наталью Королевскую, которой ради принесенных в бютовский котел капиталов (нажитых на сданных в металлолом заводах и копанках, в которых и сегодня трудятся 12-14 летние «гавроши») с легкостью простилось участие в известном «сепаратистском» съезде в Северодонецке (2004 г.).
Именно бессменный главный штабист-финансист Турчинов прославил «Батькивщину», охотно пополнив ее ряды убийцей Виктором Лозинским, который, кстати, еще в 1998 году был уволен из милиции за сокрытие преступлений от учета, шантаж и «нетактичное обращение с гражданами».
А в 2009 году, в компании с районным прокурором Валерием Горбенко, Виктор Лозинский хладнокровно расстрелял ради забавы крестьянина Валерия Олейника. Примечательно, в первые дни после того, как об этом преступлении стало известно общественности, именно Александр Турчинов вместе с Андреем Кожемякиным во всеуслышанье предложили... представить своего заслуженного однопартийца (стрелявшего картечью в спину безоружному селянину), к... правительственной награде за мужество и героизм, проявленные при ликвидации опасного преступника. И, кстати, вполне могли бы и представить, ведь в охотничьих угодьях не запомнившегося ни одним законопроектом народного депутата Лозинского не раз гуливали господа Жеваго, Губский, Ярославский, Буряк...
Кстати, о «милых чудачествах» Лозинского, отбиравшего у земляков землю и прямо заявлявшего им: «Суды мои, прокуратора моя, милиция моя, а вы кто? Быдло», люди не раз писали и Ющенко, и Тимошенко. Говорили Юлии Владимировне об этом и ее однопартийцы. Но она вместе с Александром Валентиновчием лишь отмахивалась: «Вы ничего не понимаете, не наговаривайте на порядочного человека!». И в самом деле, как можно было отпустить такую дойную корову во вражий стан — чтобы кто-то, а не «Батькивщина» пополнял за его счет партийный бюджет?!
Старое вино — в новые мехи
А Турчинов, которого многочисленные конфузы с «тушками» и «вольными стрелками» так ничему и не научили, продолжил уверенно маршировать по проторенной дорожке уже и после того, как остался на хозяйстве без Юлии Владимировны.
Когда его однопартийцы узнали о том, что с легкой руки Арсения Яценюка кандидатами от их области стали отец и сын Табаловы, они в буквальном смысле слова взбунтовались, хорошо зная, чего на самом деле стоит эта семейка. Руководитель местной партячейки отправился с петицией в Киев. Александр Валентинович небрежно его выслушал и, как когда-то Юлия Владимировна ходокам со все той же Кировоградщины, посоветовал не соваться в большую политику, а возвращаться домой и ударно трудиться во имя светлых идей, обозначенных руководством из столицы.
Однако ходок оказался упрямым и в ответ отдал местоблюстителю Тимошенко пакет с 320 партбилетами — практически все члены местной парторганизации не желали иметь ничего общего с «первотушками-2013» Табаловыми. Турчинов принял пакет и указал посетителю на дверь. Выбор был сделан.
Вспомним, что, обладая правом вето, он мог попросту отказаться включать одного в партийный список объединенной оппозиции, а другого утверждать единым мажоритарным кандидатом. Но и тут финансовые интересы взяли верх, а новоиспеченные народные избранники вполне прогнозируемо распорядились своими мандатами, купленными за немалые деньги...
Николай Карпов, журналист, Inpress.ua
|