С трудом произносим слова о том, что Украина есть развивающаяся страна. Куда развиваемся? Еще труднее осознать, что на 15-ом году независимости мы заслужили названия «бедная страна». Почему это происходит с самым читающим народом в мире? Может быть, надо было стремиться не за количеством, а воспитывать качественное чтение, т.е. умение думать? Разруха ведь начинается в умах... Граждане западного мира верят в то, что сформулировать новую мысль может только специалист своей области. Кроме привычных отраслей знаний, становятся актуальными и несколько экстравагантные науки, например, футурология - разновидность научного прогноза. Конечно, таких специалистов пока не готовят в массовом порядке, поэтому постарались объединить ученых-любителей, которые назвали себя Римским клубом. Доклады Римскому клубу становятся заметным событием в жизни элиты развитых стран. Последний доклад был сделан в 1995 году и назывался не совсем обычно «Фактор четыре». Совсем недавно он переведен на русский язык и издан в России, до Украины очередь пока не дошла... Перед западным миром доклад ставит ближайшую глобальную цель: - Необходимо в обозримом будущем удвоить ВВП развитых стран, одновременно уменьшая (в 2 раза) потребление энергии для производства товаров. Тот, кто еще не забыл таблицу умножения, может догадаться, почему в названии стоит число 4-ре. Итак, трудно достижимая цель рассматривается учеными как условие выживания цивилизации. Ни больше, ни меньше… Ведь, согласитесь, современная жизнь очень сильно зависит от потребления энергии, производство которой, как ни странно, сильнее всего разрушает среду обитания человечества. Расточительное использование ресурсов в докладе определяют как болезнь - экономический туберкулез. «Больная» страна не умирает, а просто чахнет, это у нас называлось застоем. Поэтому, если мы хотим жить как подающее надежды молодое государство, то должны поставить перед собой (по примеру Римского клуба) более скромную цель - преодолеть тяжелый недуг многолетнего расточительства ресурсов, и, прежде всего, - бездумного уничтожения энергоносителей. Ведь на 1000$ ВВП мы сжигаем 1514 кубических метров природного газа, а Россия - 937, США - 58.
В 1973 - 1974 годах, а позже в 1978 году мир пережил сильный шок: всем стало ясно, что ресурсы Земли конечны, и их надо беречь. В политическом словаре появилось словосочетание - нефтяной кризис.
Кризис был вызван осознанием факта, что впервые за послевоенный период объем подтвержденных запасов нефти в мире оказался ниже той цифры, которая могла гарантировать продолжение роста мировой экономики. Цены на нефть моментально повысились, и перед руководителями многих стран возникла дилемма: согласиться с ростом цен на товары и услуги, либо остановить рост цен, снижая расход энергии на их производство. Было ясно, что либеральная политика правительств в отношении цен приведет к снижению уровня жизни народов этих стран, и на это европейские государства не пошли. Они выбрали альтернативную политику, которая получила название - энергосбережение. Были разработаны государственные программы эффективного использования энергии, и проблема выживания стала решаться как технико-экономическая. Результаты видны невооруженным глазом. Например, за 20 лет реализации государственной программы энергосбережения Дания увеличила ВВП в 2 раза, а потребление первичных энергоносителей осталось на уровне начала 70-х годов ХХ века.
Нефтяной кризис не отразился на рядовых гражданах СССР. Мы с удовольствием смотрели телевизионные кадры из США, на которых были сняты драки за бензин на автозаправочных станциях. Однако мировой кризис не мог пройти бесследно для экономики страны. Правительству надо было реагировать на процессы в мировой экономике, но оно решило сделать вид, что ничего опасного для нас нет. Мы продолжали бездумно тратить «дешевую» энергию, отапливая окружающее пространство, разрушая свою природу. Конечно, в послевоенное время «дешевая» энергия позволила быстро восстановить экономику страны, однако после этого надо было переходить к интенсивным технологиям во всех сферах промышленного производства и сельского хозяйства, но победила точка зрения Н.С.Хрущева... Открыв таможенные границы в 90-х годах, Украина вошла в мир острой конкуренции. Многим руководителям уже тогда было ясно, что абсолютное большинство отечественных товаров не выдержит соревнования на внешнем рынке. Главная причина такого положения в том, что структура цен украинских товаров содержит существенную долю стоимости энергии, которая продолжает дорожать… На мировом рынке Украину ждали так, как ждут любого нового игрока. По разным причинам не нашли спроса некоторые товары, и их производство было приостановлено. Те отечественные товары, в которых рынок нуждался, продавались, естественно, только по ценам рынка. Выиграть конкурентную борьбу среди таких же игроков можно было только за счет снижения цен. Чтобы задержаться на мировом рынке, вынуждены были сделать единственно возможное - пересмотреть структуру цен и уменьшить то, что легче всего изменить - долю стоимости труда. Так народ был брошен в нищету.
Чтобы улучшить положение граждан Украины, необходимо опять изменить структуру цен, но в сторону увеличения доли стоимости труда. Практически этого можно достигнуть, уменьшив долю стоимости энергии в структуре цены товара. Существенное изменение этого сектора структуры цены реально, если начать внедрение известных в мире энергосберегающих технологий. Другими словами, или мы в быстром темпе одолеем путь западных стран, которые целые десятилетия проводили в жизнь политику энергосбережения, или мы исчезнем с политической карты мира. Энергосбережение - единственный способ сделать экономику Украины конкурентоспособной, а также значительно повысить благосостояние народа.
Доклад Римскому клубу 1995 года «Фактор четыре» называет политику энергосбережения новым направлением научно-технического прогресса. Их ученые утверждают, что только страны, осуществляющие революцию в эффективности производства, выиграют в международной конкуренции. А мы, хотим выиграть! Игорь ЕРОХОВ |