Взрывы в Мелитополе. Версии

28.08.2009 / 07:15

Первые сообщения

2 июня 2009 года двое молодых людей со спортивной сумкой были замечены возле отделения «Ощадбанка», расположенного на ул. 50-летия Победы, 36/1 города Мелитополь. Вскоре после этого прогремела серия взрывов, кто-то говорит о двух, кто-то о трех, но об этом позже. Вначале рвануло внутри помещения, а после некоторой паузы – на выходе из него. Последний нанес травмы людям, сбежавшимся к мету происшествия после первого взрыва.

Называлось разное количество пострадавших, последняя новость – ранено 28 человек, из них шестеро находятся в состоянии средней степени тяжести, и их жизни угрозы нет. Самые серьезные травмы – проникающее ранение легких у одного пострадавшего. Имеются переломы конечностей, но самое распространенное – контузии и повреждения предметами, разметанных взрывной волной: осколками стекла, фрагментами стройматериалов и гранитного щебня.

Сообщалось также, что на месте взрыва обнаружили два противогаза и пистолета. Позже выяснилось, что это были самодельные приспособления для стрельбы, где в качестве запала выступала аккумуляторная батарейка

На следующий день рано утром пришло сообщение, что двое подозреваемых задержаны, по поводу чего в 13.30 состоится пресс-конференция начальника ГУВД Украины в Запорожской области генерала Ольховского. Действительно, Виктор Ольховский и прокурор Запорожской области Валерий Кулаков встретились с многочисленной журналистской братией, где и поделились новостями из Мелитополя.

Вскоре после этого в Крыму задержали и второго предполагаемого подельника главного подозреваемого.

Версия первая, официальная

Сразу после происшествия началась слаженная работа силовых структур: милиции, прокуратуры, МЧС и СБУ. По показаниям очевидцев при помощи художника был составлен портрет предполагаемых злоумышленников, который раздали всем службам, в том числе, и прежде всего, сотрудникам уголовного розыска. Предполагалось, что лица, совершившие взрыв, постараются как можно быстрее покинуть Мелитополь, поэтому особое внимание уделялось вокзалам. Через четыре часа после происшествия при отработке территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу, группа сыщиков, в состав которой входили старшие лейтенанты Денис Новогрибельский, Сергей Усатюк и младший лейтенант Роман Луканов, обратили внимание на человека, чьи приметы и внешние данные совпадают с описанием и портретом предполагаемого преступника. Молодому человеку предложили пройти в отделение милиции. Тот сопротивления не оказал и был, скорее, удивлен.

После нескольких часов профессиональной работы сотрудников милиции задержанный дал признательные показания. Из них следует, что злоумышленник собирался ограбить какой-нибудь банк с минимальным риском для себя. Для этого он, уроженец и житель Запорожья, решил осуществить свой замысел в Мелитополе. Осуществляя план, он предварительно приезжал в этот город и осматривал объекты своих будущих возможных злодеяний. Выбор пал на одно из отделений «Ощадбанка», так как там не велось видеонаблюдение.

По словам прокурора Валерия Кулакова, замысел состоял в следующем: производство первого взрыва должно было вызвать панику внутри помещения отделения «Ощадбанка». Для этого он использовал самодельное взрывное устройство, начиненное гравием. Прокурор Запорожской области заявил: подрывник планировал, что направленный разлет гравия поразит ноги окружающих, что помешало бы его преследовать. Используя замешательство, находившийся в момент взрыва в помещении банка подозреваемый должен был ограбить финансовое учреждение. Второй взрыв отсекал бы преследователей от исполнителя ограбления.

Разница в показаниях очевидцев о количестве взрывов, возможно, объясняется тем, что выстрел из самопала, в котором, якобы признался задержанный, мог быть принят за срабатывание взрывного устройства. Роль второго соучастника пока не установлена.

В Запорожье, на месте проживания задержанного, найдены подтверждения его показаний. Там обнаружили что-то вроде химической лаборатории, шприцы с порошком, вероятно приспособленные для начинки самодельных устройств взрывчаткой, литература по минно-взрывному делу, и тому подобное. Также найдена карта Мелитополя с пометками шести отделений «Ощадбанка». Отделение, подвергшееся нападению, было обведено двумя кругами.

Сам «сапёр» уже подвергался уголовному преследованию после того, как позапрошлой зимой в его квартире уже прозвучал взрыв, при этом сам «алхимик» потерял два пальца руки. Против него было возбуждено дело за изготовление смертоносных изделий. Впрочем, дело закрыли с формулировкой «по вновь открывшимся обстоятельствам».

Версия вторая, умозрительная

Отдаем должное профессионализму и оперативности действий сотрудников милиции, МЧС, медиков и всех, благодаря которым не прозвучали новые взрывы (а были сообщения о найденных взрывных устройствах внутри отделения «Ощадбанка», которые были уничтожены контрольными подрывами). Но существует ряд нестыковок в озвученной версии Мелитопольских событий. Опуская второразрядные, остановимся на главной, на наш взгляд.

По словам Валерия Кулакова, в момент взрыва злоумышленник был внутри помещения, а взрывоустройство, напомним, было начинено гравием, чтобы поразить ноги работников и посетителей банка. Хорошо, допустим, запорожский Кулибин смог в кустарных условиях изготовить мину направленного действия, что отрицают специалисты взрывного дела, с которыми удалось побеседовать корреспонденту «ЗЗ». Но даже в таком случае он что, о своих ногах не думал? Или изобрел что-то вроде моторчика Карлсона, позволяющего ему воспарить под потолок? Но взрыв силой 100-150 граммов в эквиваленте тротила, а такую мощность заряда называют, приведенное в действие в замкнутом пространстве, «глушанет» любого Карлсона, даже если он спрячется за колонну, или что там еще. Баротравма гарантирована в любом случае, и об этом тоже рассказал наш источник.

Но сыщики, задержавшие потенциального взрывника, утверждают, что на нем не было следов травм, и поведение было адекватным, а не как у контуженного. Смеем предположить, что даже его одежда не была продырявлена гравием, так как в противном случае, после резонансного события его появление на вокзале было бы сродни с появлением Штирлица на Александр-Пляц в Берлине, одетого в буденовку и с волочащимися парашютными стропами за спиной.

И потом, был ли кто-то из присутствовавших внутри взорванного помещения, кто счастливо избежал ранений? Сомневаемся. Значит, «А был ли мальчик?», то бишь, подозреваемый, на месте во время взрыва.

Ведущие пресс-конференцию утверждают, что злодей не рассчитал силу взрыва, и поэтому растерялся. Собственно, почему не рассчитал? Панику посеял, сам не пострадал, надевай приготовленный противогаз и грабь на здоровье. Согласны, у него, теоретика и практика минно-взрывного дела, не достало опыта грабителя, и сыграл анатомический орган, обозначаемый в картежном сленге цифрой 21 в реальной обстановке посеянного ним хаоса. Но деньги «Ощадбанка» уцелели, несмотря на успешный ход операции.

Представляется, что, возможно, правы были первые сообщения мелитопольских журналистов, которые сообщали о молодых людях, оставивших внутри банка сумку и покинувших его. Так можно объяснить найденные приспособления для стрельбы внутри помещения, с одной стороны, и целостность главного подозреваемого, с другой. Наше построение мог бы изменить факт, если в числе пострадавших был второй соучастник, человек, который был в психологической зависимости от задержанного, как он сам утверждает. Можно предположить даже некое благородство главного подозреваемого по отношению к своему товарищу, когда он не упоминает о его участии в непосредственном совершении взрыва.

Версия третья, психиатрическая

По случайному, как это часто бывает, стечению обстоятельств, сотрудник «ЗЗ» накануне мелитопольского ЧП беседовал на отвлеченные темы с человеком, имевшего отношение к событиям, приведшего к возбуждению уголовного дела против, как мы полагаем, «Мелитопольского минера» полтора года назад.

Как рассказал собеседник, позапрошлой зимой он имел возможность пообщаться с героем, в доме которого состоялся взрыв, в результате которого он получил серьезную травму руки. В его квартире были обнаружены химические препараты, посуда и литература на взрывотехническую тематику. Сопоставление сказанного на пресс-конференции и разговора нашего корреспондента дает основание предположить, что речь шла об одном человеке: жителе Запорожья, увлеченного взрывным делом, который сейчас находится под стражей по подозрению в Мелитопольских событиях.

По словам нашего источника, у него сложилось впечатление, что у молодого человека неистребимая страсть что-нибудь взорвать, причем, чем больше объект, тем лучше.

Это маниакальное желание, похоже, стало смыслом жизни для молодого человека, который живет за счет денежных переводов родителей, находящихся на заработках в Италии, не считая пособия по инвалидности. Исходя из этого, выдвигаем свою версию: подрывы были самоцелью, а планы ограбления лишь попутной задачей, может быть, дополнительным стимулом для внутренней мотивации и для убеждения принять участие в удовлетворении своей страсти соучастника.

Правы мы в наших предположениях, или нет, возможно, покажет время. Но, как бы то ни было, огромное спасибо ребятам из мелитопольского угрозыска, стаж работы которых в органах не превышает двух лет у самого опытного из них, и спасибо всем, кто участвовал в задержании маньяка. Не случись этого, мы, как и прокурор Валерий Кулаков, уверены: нас ожидала бы серия взрывов в общественных местах.

Мы никоим образом не ставим под сомнение, что «Мелитопольский минер» не отдавал отчет в своих действиях и не осознавал, к чему они могут привести. Поэтому считаем вполне оправданным, что против него возбуждено уголовное дело по статье за покушение на жизнь с особо тяжкими последствиями, предусматривающее наказание вплоть до пожизненного заключения.

… В беседе с журналистом «ЗЗ» наш источник поделился, что ему известен еще один человек, для которого, например, взорвать Днепрогэс не представляет ни малейшего труда в плане преодоления внутреннего психологического барьера…

Если исключить приведенные выше версии, сводящиеся к тому, что подрывник-самоучка хотел ограбить отделение Мелитопольского «Ощадбанка», но просчитался или что он осуществлял подрывы из любви к искусству, остается еще одно предположение, в которое хочется верить менее всего. Террор в преддверии наметившегося, но так и не воплотившегося тогда союза ПР и БЮТ, позволявий ввести чрезвычайное положение – пусть надуманная, но имеющая право на существование гипотеза. Еще больше чем нам, судя по всему, не хочется верить в такую версию правоохранителям.

А тем временем поступило сообщение, что принимавшие участие в задержании милиционеры получили не только ведомственные, но и государственные награды.

… Среди силовиков ходит примета: если награждают кого-то из причастных к задержанию обвиняемых по резонансным делам или ведущих по ним следствие до вынесения судебного решения, это верный признак того, что дело решили «похоронить» и глубоко не копать. Чепуха, конечно. А, впрочем…

Сергей Чекан

Похожие статьи
Дело взрывников передано в суд
Задержан подозреваемый во взрыве Свято-Покровского храма. Фото
Пострадавшая от взрыва в Свято-Покровском храме скончалась
В Украине продолжают взрывать
В России взорвали еще один поезд
 
KLAR   | 29.08.2009 / 14:02
Почитайте мелитопольскую газету "новый день" за те числа - там пошли даже дальше в своих версиях. Неназванные банковские работники усматривают прямую связь между взрывами Ощадбанка (именно мелитопольского!) и действиями инициатора(-ши) выдачи компенсаций...

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум