Партия регионов настаивает, что воплощение в жизнь высоких социальных стандартов возможно, и для этого не потребуется много времени. Эксперты в области экономики считают, что иного источника наполнения государственного бюджета, который способен обеспечить планы регионалов, кроме приватизации оставшейся госсобственности, не существует. Вниманию читателей "ЗЗ" предлагаем выдержки из статьи "Большая распродажа", опубликованной в еженедельнике "2000".
Перехватизация»
Итак, распродажа госсобственности — это, бесспорно, самый быстрый способ для
государства выручить некую сумму, что особенно важно, если деньги остро нужны на
какие-то неотложные меры. Но при этом стоит учитывать, что на практике денег
этих хватит в лучшем случае на разовое латание дыр в казне. В этом году дефицит
того же Пенсионного фонда составит не менее 18 млрд. грн. (общий размер ПФ —
более 111 млрд. грн.), т. е. почти вдвое больше, чем государство может выручить,
если попытается продать национального оператора связи, что называется, с
ходу.
Чаще в практике отечественной приватизации бывало так, что в итоге
государство само лишало себя доходов, пуская с молотка весьма прибыльные
предприятия по цене, эквивалентной их доходам за несколько лет. Еще чаще цена
сделок оказывалась на порядок меньше стоимости основных фондов предприятия.
Именно так произошло, к примеру, с сахарными заводами. Новые собственники в ходе
реформ предпочли не развивать предприятия, а разобрать и продать на металлолом.
В итоге Украина вначале прекратила экспортировать сахар, а в последние годы
испытывает его острейший дефицит для собственных нужд, закупая теперь этот
продукт за рубежом.
«Криворожсталь» — предприятие, которое могло платить в бюджет налоги с
годовой прибыли в 3 млрд. грн., теперь дает прибыль частному лицу, а 14 тыс.
рабочих сокращены. Флагмана металлургии продали в 2005 г. за 24,2 млрд. грн. — к
2012-му предприятие, скорее всего, само отобьет инвестору эту же сумму.
Так, отдавая самые перспективные заводы в частные руки, государство не только
зачастую оставляло себя без солидных поступлений на будущее, которые могло бы
направлять и на финансирование различных инвестиционных и инновационных
проектов, и на повышение пенсий. Чтобы теперь восполнять потери, ему приходится
изыскивать ресурсы либо за счет расширения базы налогов, либо за счет кредитов
(как правило, внешних).
В современной мировой экономической науке как не было, так и нет единого
мнения по поводу полезности или пагубности приватизации как таковой. Нет и
научно обоснованной для всех типов экономик стратегии продажи тех или иных видов
госсобственности. Ясно одно: приватизация сама по себе не гарантирует прогресс,
а лишь усиливает конкурентность в экономике.
Опыт повальной приватизации на постсоветском пространстве в реальной жизни
показывал полное нарушение теории: приватизация не становилась инструментом
эффективности, а напротив — нередко оказывала деструктивное воздействие на
отдельные отрасли и экономику в целом (например, вследствие утраты «эффекта
масштаба» некогда крупными хозяйственными комплексами, теперь раздробленными на
множество мелких приватизированных фирм, которые не инвестируют, а транжирят
ресурсы на борьбу друг с другом).
Да, централизованное планирование, свойственное госсектору, создавало ряд
новых проблем, которых так не любят либеральные экономисты: тут и снижение
регулирующей функции цен, и избыточная занятость, утрата связи доходов с
результатами труда, перекосы в промышленности из-за поддержания в
работоспособном состоянии морально устаревшего оборудования (социальное
государство не увольняет персонал и не закрывает заводы сразу, как только их
продукция перестает пользоваться спросом).
Однако в современном «развитом капиталистическом мире» мы очень часто можем
натолкнуться на еще большее несоответствие теории практике. В большинстве
развитых стран доля госсектора весьма и весьма велика, во многих она теперь
гораздо больше, чем в современной Украине. Как правило, госсектор доминирует в
определенных базовых отраслях. Полностью в госсобственности находится, к
примеру, электроэнергетика в Японии, Испании и Канаде, железнодорожный транспорт
— во Франции, Италии, Швеции, Испании и Австрии, авиатранспорт — во Франции и
Испании, связь — в США и Японии.
В Италии, например, крупнейшие госкомпании контролируют черную металлургию,
электротехническую и судостроительную промышленность. В Великобритании госсектор
все еще сохраняет влияние в угольной промышленности, а также (как и в
современной Украине) в сфере железных дорог, транспортной инфраструктуры, ВПК и
ядерной энергетики. Во Франции доля госсектора одна из самых высоких в Европе —
в электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, а
также в металлургии и частично в автомобилестроении.
Дело в том, что в большинстве западных стран государственным считается
предприятие, где правительству или госструктурам принадлежит более 50% капитала.
В реальности во многих западных странах велико участие государства в капитале
даже многих транснациональных корпораций. В частности, четверть пакета акций
Volkswagen Group, основного производителя автомобилей в Европе (контролирует
также бренды Audi, Porsche, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini), держит
муниципальный совет земли Нижняя Саксония.
По официальным оценкам доля госсобственности в наиболее развитых странах
(например, таких как США или Япония) в последние десятилетия остается на уровне
более трети. В странах вроде Швеции — около половины. А доля госсектора в
структуре национального дохода в тех же США — вообще около 50%. По результатам
кризиса и национализации проблемных банков и ипотечных агентств, надо полагать,
отметка будет выше.
Объективно трудно оценить, где в современных западных экономиках сегодня
заканчивается государство и начинается частная корпорация. Известно, например,
что ключевыми акционерами многих транснациональных компаний родом из США или
Великобритании часто выступают крупнейшие банки этих стран. Но в обеих функцию
национальных банков и финансовых регуляторов (по типу украинского НБУ, т. е.
выступающих в роли госорганов, которые отвечают в числе прочего и за выпуск
национальных валют) выполняют консорциумы частных банков! В США это Федеральная
резервная система (ФРС), в Великобритании — Банк Англии. В общем, на Западе не
все так однозначно сегодня даже в вопросе разделения функций государства и
бизнеса.
Взамен горы — мышь?
По состоянию на конец 2009 г. в Реестре корпоративных прав Украины
насчитывается 754 хозяйственных общества, в уставном капитале которых
присутствует доля государства. В то же время общая сумма дивидендов от участия в
акционерном капитале в последние годы невелика и колеблется на уровне около 300
млн. грн. Другими словами, госбюджет от госсобственности не получает сегодня
почти ничего.
За годы приватизации (начиная с 1992-го и до настоящего момента) в Украине в
частные руки было продано около 120 тыс. госпредприятий. Сейчас доля частного
сектора в структуре активов страны составляет около 70% и колеблется от 40% в
производстве электроэнергии до 90% в химической, металлургической и легкой
промышленности.
Разумеется, процесс разгосударствления за долгие годы в корне изменил всю
структуру национальной экономики — начиная с общей занятости населения и
заканчивая положением дел в отдельных отраслях. Так, за этот период количество
работающих в промышленности сократилось с почти 8 млн. до 3,5 млн., в сельском
хозяйстве — с 5 до 3,6 млн. А в течение десяти из 18 лет реформ украинская
экономика непрерывно падала (в том числе в 2009-м).
Впрочем, самое любопытное — в другом. За все время приватизации государство
получило, по официальным отчетам ФГИ, около 50 млрд. грн. (или около $6,2 млрд.,
если считать по нынешнему курсу). Если учесть, что годовой ВВП Украины сегодня
близок к $100 млрд., то выходит, что государство, передав такие колоссальные
активы в частные руки, за все годы выручило сумму, эквивалентную всего лишь
месячному обороту товаров и услуг внутри национальной экономики. Юрий ЛУКАШИН |