Украину добьют приватизацией?

04.03.2010 / 17:52

Партия регионов настаивает, что воплощение в жизнь высоких социальных стандартов возможно, и для этого не потребуется много времени. Эксперты в области экономики считают, что иного источника наполнения государственного бюджета, который способен обеспечить планы регионалов, кроме приватизации оставшейся госсобственности, не существует. 

Вниманию читателей "ЗЗ" предлагаем выдержки из статьи "Большая распродажа", опубликованной в еженедельнике "2000".

Перехватизация»

Итак, распродажа госсобственности — это, бесспорно, самый быстрый способ для государства выручить некую сумму, что особенно важно, если деньги остро нужны на какие-то неотложные меры. Но при этом стоит учитывать, что на практике денег этих хватит в лучшем случае на разовое латание дыр в казне. В этом году дефицит того же Пенсионного фонда составит не менее 18 млрд. грн. (общий размер ПФ — более 111 млрд. грн.), т. е. почти вдвое больше, чем государство может выручить, если попытается продать национального оператора связи, что называется, с ходу.

Чаще в практике отечественной приватизации бывало так, что в итоге государство само лишало себя доходов, пуская с молотка весьма прибыльные предприятия по цене, эквивалентной их доходам за несколько лет. Еще чаще цена сделок оказывалась на порядок меньше стоимости основных фондов предприятия. Именно так произошло, к примеру, с сахарными заводами. Новые собственники в ходе реформ предпочли не развивать предприятия, а разобрать и продать на металлолом. В итоге Украина вначале прекратила экспортировать сахар, а в последние годы испытывает его острейший дефицит для собственных нужд, закупая теперь этот продукт за рубежом.

«Криворожсталь» — предприятие, которое могло платить в бюджет налоги с годовой прибыли в 3 млрд. грн., теперь дает прибыль частному лицу, а 14 тыс. рабочих сокращены. Флагмана металлургии продали в 2005 г. за 24,2 млрд. грн. — к 2012-му предприятие, скорее всего, само отобьет инвестору эту же сумму.

Так, отдавая самые перспективные заводы в частные руки, государство не только зачастую оставляло себя без солидных поступлений на будущее, которые могло бы направлять и на финансирование различных инвестиционных и инновационных проектов, и на повышение пенсий. Чтобы теперь восполнять потери, ему приходится изыскивать ресурсы либо за счет расширения базы налогов, либо за счет кредитов (как правило, внешних).

В современной мировой экономической науке как не было, так и нет единого мнения по поводу полезности или пагубности приватизации как таковой. Нет и научно обоснованной для всех типов экономик стратегии продажи тех или иных видов госсобственности. Ясно одно: приватизация сама по себе не гарантирует прогресс, а лишь усиливает конкурентность в экономике.

Опыт повальной приватизации на постсоветском пространстве в реальной жизни показывал полное нарушение теории: приватизация не становилась инструментом эффективности, а напротив — нередко оказывала деструктивное воздействие на отдельные отрасли и экономику в целом (например, вследствие утраты «эффекта масштаба» некогда крупными хозяйственными комплексами, теперь раздробленными на множество мелких приватизированных фирм, которые не инвестируют, а транжирят ресурсы на борьбу друг с другом).

Да, централизованное планирование, свойственное госсектору, создавало ряд новых проблем, которых так не любят либеральные экономисты: тут и снижение регулирующей функции цен, и избыточная занятость, утрата связи доходов с результатами труда, перекосы в промышленности из-за поддержания в работоспособном состоянии морально устаревшего оборудования (социальное государство не увольняет персонал и не закрывает заводы сразу, как только их продукция перестает пользоваться спросом).

Однако в современном «развитом капиталистическом мире» мы очень часто можем натолкнуться на еще большее несоответствие теории практике. В большинстве развитых стран доля госсектора весьма и весьма велика, во многих она теперь гораздо больше, чем в современной Украине. Как правило, госсектор доминирует в определенных базовых отраслях. Полностью в госсобственности находится, к примеру, электроэнергетика в Японии, Испании и Канаде, железнодорожный транспорт — во Франции, Италии, Швеции, Испании и Австрии, авиатранспорт — во Франции и Испании, связь — в США и Японии.

В Италии, например, крупнейшие госкомпании контролируют черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Великобритании госсектор все еще сохраняет влияние в угольной промышленности, а также (как и в современной Украине) в сфере железных дорог, транспортной инфраструктуры, ВПК и ядерной энергетики. Во Франции доля госсектора одна из самых высоких в Европе — в электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, а также в металлургии и частично в автомобилестроении.

Дело в том, что в большинстве западных стран государственным считается предприятие, где правительству или госструктурам принадлежит более 50% капитала. В реальности во многих западных странах велико участие государства в капитале даже многих транснациональных корпораций. В частности, четверть пакета акций Volkswagen Group, основного производителя автомобилей в Европе (контролирует также бренды Audi, Porsche, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini), держит муниципальный совет земли Нижняя Саксония.

По официальным оценкам доля госсобственности в наиболее развитых странах (например, таких как США или Япония) в последние десятилетия остается на уровне более трети. В странах вроде Швеции — около половины. А доля госсектора в структуре национального дохода в тех же США — вообще около 50%. По результатам кризиса и национализации проблемных банков и ипотечных агентств, надо полагать, отметка будет выше.

Объективно трудно оценить, где в современных западных экономиках сегодня заканчивается государство и начинается частная корпорация. Известно, например, что ключевыми акционерами многих транснациональных компаний родом из США или Великобритании часто выступают крупнейшие банки этих стран. Но в обеих функцию национальных банков и финансовых регуляторов (по типу украинского НБУ, т. е. выступающих в роли госорганов, которые отвечают в числе прочего и за выпуск национальных валют) выполняют консорциумы частных банков! В США это Федеральная резервная система (ФРС), в Великобритании — Банк Англии. В общем, на Западе не все так однозначно сегодня даже в вопросе разделения функций государства и бизнеса.

Взамен горы — мышь?

По состоянию на конец 2009 г. в Реестре корпоративных прав Украины насчитывается 754 хозяйственных общества, в уставном капитале которых присутствует доля государства. В то же время общая сумма дивидендов от участия в акционерном капитале в последние годы невелика и колеблется на уровне около 300 млн. грн. Другими словами, госбюджет от госсобственности не получает сегодня почти ничего.

За годы приватизации (начиная с 1992-го и до настоящего момента) в Украине в частные руки было продано около 120 тыс. госпредприятий. Сейчас доля частного сектора в структуре активов страны составляет около 70% и колеблется от 40% в производстве электроэнергии до 90% в химической, металлургической и легкой промышленности.

Разумеется, процесс разгосударствления за долгие годы в корне изменил всю структуру национальной экономики — начиная с общей занятости населения и заканчивая положением дел в отдельных отраслях. Так, за этот период количество работающих в промышленности сократилось с почти 8 млн. до 3,5 млн., в сельском хозяйстве — с 5 до 3,6 млн. А в течение десяти из 18 лет реформ украинская экономика непрерывно падала (в том числе в 2009-м).

Впрочем, самое любопытное — в другом. За все время приватизации государство получило, по официальным отчетам ФГИ, около 50 млрд. грн. (или около $6,2 млрд., если считать по нынешнему курсу). Если учесть, что годовой ВВП Украины сегодня близок к $100 млрд., то выходит, что государство, передав такие колоссальные активы в частные руки, за все годы выручило сумму, эквивалентную всего лишь месячному обороту товаров и услуг внутри национальной экономики.

Юрий ЛУКАШИН

Похожие статьи
Соратник Тимошенко обещает пессимистический сценарий экономики Украины
Спасибо, Юля! Пенсии накрылись ... допустим, медным тазом
Что 'здобув' Евромайдан?
Яценюк признался, что не может победить коррупцию
Тимошенко призывает жить в долг
 

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум