(Публикуется с незначительными сокращениями) Сейчас много стали говорить о Вселенском Патриархе, о его роли в церковной жизни Украины, а теперь уже и о его притязаниях на каноническую территорию Московского Патриарха. Для справки я хотел бы дать краткую характеристику Константинопольского патриархата в его историческом развитии, что бы показать роль и место этой Церкви в семье поместных Православных Церквей.
Рождение Империи
После Вознесения Господа нашего, Иисуса Христа, апостолы с проповедью отправились по всей тогдашней Ойкумене. Они основывали христианские общины. Самые известные из них стали отождествляться с именем её основателя и приобрели в дальнейшем почетные места апостольских кафедр. Такими Церквами, по чести и достоинству, стали Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская и Римская. С Константинопольской кафедрой все было иначе. Ее не существовало вообще, как и самого Константинополя, в течение трехсот лет после начала существования Христианства. Город был основан императором Константином на месте мегарской колонии Византия в 325 году. Это было идеальное место для новой столицы Империи со стратегической точки зрения. В соответствии с местом оно получило и соответствующий вес в политической и религиозной жизни Византийской империи.
Значение Константинопольских патриархов действительно было вселенским с геополитической точки зрения того времени. Но именно того времени. Проходят годы, племена вандалов, готов, англов и саксов с северо-запада, арабские племена, персы и, в конце концов, турки с юго-востока, оставляют от некогда Великой империи одно название и былую историческую славу. Византия перестала существовать, а с ней и Византийская Церковь. От ее величия у Константинопольского Патриарха осталось только название «Вселенский», ставшее пустым по своей сути. Византия не оправдала своего исторического предназначения освещать светом христианской веры мир. И истинной причиной падения империи была ее духовная деградация. Во всем мире, в международных сношениях, греки зарекомендовали себя как лживые, лукавые и льстивые (Никита Хониат). Лицемерие их было так сильно, что Ефстафий Солунский написал против этого порока сочинение.
Деградация Империи
Нравственная порча проникла во все классы общества. Императорский престол с XI по XV век представляет почти непрерывный ряд злодеяний и преступлений. Вступление императоров на престол сопровождалось интригами, насилиями и убийствами. В жизни нравственной они были люди без религиозных убеждений, часто продавали Православие за ожидаемую с Запада помощь. Духовенство, от которого следовало бы ожидать истинно христианской жизни, также было деморализовано. Многие из патриархов, забывая свое святительское служение, принимали участие в придворных интригах, а некоторые из них вели жизнь распущенную. Епархиальные архиереи, вместо того, чтобы заниматься управлением своими епархиями, приезжали часто без нужды в Константинополь и подолгу проживали здесь, интригуя друг против друга и против патриарха. Императоры, в свою очередь, ставили на святительские места тех людей, которые им потакали и не чинили препятствия бесчинствам, творимым в Империи (Тальберг).
В конце концов, в 1453 г. Константинополь под давлением Магомета II пал, а с ним и Константинопольская Церковь попала в руки неверных. До этого, в конвульсивных попытках спасти империю и в надежде на помощь Запада, Константинопольский Патриархат опозорил себя Лионской (1274 г.) и Флорентийской (1439 г.) унией с папистами. Но нужно
отдать должное простому греческому православному народу. Унию он не признал и Софиевский храм никто не посещал. С падением Константинополя началась новая эпоха в истории «Вселенского» патриарха. Она продолжается до сих пор.
Патриарх под властью турок
Созданная турками система этнархий замыкала православных в своеобразное гетто, из которого они не смели выходить никогда. Миссионерская работа ни под каким видом не могла вестись. Это считалось политическим преступлением против государства. Лишь Русская Церковь могла продолжать работу Византии в этой области. Как этнарх христиан и высокопоставленный чиновник Турецкой империи, патриарх (вместе с его канцелярией) неизбежно вовлекался в насквозь коррумпированную систему управления Оттоманской империи, которая, после расцвета в XV-XVI вв., вступила в полосу упадка и разложения, длившуюся несколько следующих веков.
Если история Оттоманской империи является иллюстрацией того, насколько развращает абсолютная власть, то история Константинопольской патриархии под турками показывает, насколько развращает абсолютное бессилие. Выборы каждого нового патриарха должны были сопровождаться выплатой крупной суммы («бакшиша») турецкому правительству, которая оговаривалась в каждом конкретном случае в султанском берате. Вскоре турки поняли, что чем чаще будут меняться патриархи, тем больше бакшишей они смогут получать. Тогда они стали принимать самое активное участие в смене патриархов. В XVII в. - одном из самых мрачных периодов истории Константинопольской Церкви, - обладатель патриаршего престола сменился шестьдесят один раз, причем сорок восемь из них сменилось за 63 года. Правда, многие из них правили по два-три раза (проф. Дворкин).
Симония развилась в громадных размерах. Все патриархи, не исключая и достойнейших, получали сан за деньги. Патриархи, чтобы возвратить деньги, затраченные при получении престола, отдавали за деньги епископские кафедры, митрополиты же и епископы в свою очередь за деньги ставили священников и диаконов. Патриаршую кафедру, при таком способе замещения ее, часто занимали люди недостойные или неспособные. Положительных было очень немного.
Не могло быть последовательного и твердого пастырского надзора и руководства. Недостойные патриархи заботились только об удовлетворении своего честолюбия и корыстолюбия. Патриархия беднела все более. Искательство престола неизбежно вело к деспотическому и презрительному обращению турецких властей с патриархами и христианами. Так, например, в 1671 г., по поводу неустройств в патриархии, великий визирь позволил себе патриарха и его клир называть «собаками без веры и закона» (Тальберг). Рукоположение за деньги стало нормой. Это касалось не только своих, но и всех и вся. За деньги рукополагались Русские митрополиты, иногда по два сразу. За деньги подкупались и решались все проблемы в так называемом Вселенском Патриархате.
Нужно справедливости ради сказать, что, несмотря на мрачные страницы истории этого патриархата, в нем периодически возникали люди, которые являли себя достойными иерархами и поистине несли с честью свое святительское звание. Имена свят. Геннадия Схолария, Марка Эфесского, Максима Философа, Иеремии 1-го и 2-го, Кирилла Лукариса, Паисия 2-го и других навеки запечатлены в списках святых Православной Церкви. Еще больше мучеников и исповедников было среди простого народа. Но вот что касается иерархии, то нужно сказать, что светлые личности были исключением в истории существования этого патриархата.
«Вселенские» амбиции
Как выросли корни притязаний «Вселенского» Патриарха на чужые канонические территории. Оказывается тут все просто. То, что патриарх играл роль этнарха всех христиан Турецкой Империи, позволяло ему распространить свою власть на другие Церкви, которые попадали в руки Турецкой империи. Так Болгарская патриархия в Тырново была сведена до статуса обычной епархии Вселенского патриархата. Автокефальная Охридская церковь была подавлена в 1776 г. патриархом Самуилом I, он же отменил Сербский патриархат в Пече. Эта тенденция подгребать под себя все, что плохо лежит, по-видимо
му, ставшая уже традиционной для «Вселенских» патриархов привычкой, продолжает проявляться и в наше время.
По сути, та миссия, которую сегодня несет миру Вселенский патриарх, является богоборческой. Это проявилось в Эстонии, на Украине, в экуменическом движении. А также в тех многочисленных случаях, когда «Вселенский» Патриарх, попирая нормы канонов и правил Вселенских соборов, принимал в евхаристическое общение разного рода сектантов, еретиков и раскольников. К ним же относится и личность Всеволода Майданского, (это представитель раскольнической группы «Украинской Автокефальной Православной Церкви», не имеющей апостольского преемства, которая и была принята в церковное общение «в сущем сане» Константинопольским Патриархатом» в 1995 году). Он же и сделал провокационные заявления о притязаниях Константинополя на каноническую территорию Украинской Православной Церкви.
Я хочу напомнить господам политикам, иерархам, и всем людям, которые прочитают эту статью. Православная Церковь - не Католическая. В своем служении она руководствуется, прежде всего, правовыми нормами регламентирующими церковную жизнь. Эти нормы и правила тщательно разработаны и даны нам Святыми Отцами Вселенских соборов. Высший орган управления в Православии - Вселенский Собор, а не суждения того, или иного иерарха. И никто, ни патриарх Московский Алексий ІІ, ни Блаженнейший митрополит Владимир, ни патриарх Варфоломей не могут стать выше соборных постановлений.
В Православии ни одному иерарху не дана власть отменять церковные каноны. Поэтому все суждения патриарха Варфоломея по вопросу статуса раскольников в Украине для Православной Церкви не будут иметь ни малейшего значения. Поскольку в своих оценках она руководствуется не суждениями того или иного иерарха, а суждениями Духа Святого, данного нам в каноническом праве Вселенских соборов. В свою очередь, на мой взгляд, Православным иерархам давно пора дать должную оценку действиям так называемого «Вселенского» Патриарха который в своих поступках руководствуется не правилами Святых Отцов, а тем, что ему шепнут в Вашингтоне или Стамбуле.
Протоиерей Игорь Рябко (Запорожье)
|