Еще в 2009 году группа ученых «Межотраслевой научно-производственной ассоциации «ТДМ» провела анализ ситуации, которая сложилась в ЖКХ и выдала свои предложении о его реформировании. Научное исследование проводилось по инициативе Запорожского областного и городского комитета Соцпартии Украины.
Тогда от научно обоснованных предложений по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Запорожья власть предержащие попросту отмахнулись. Сейчас же отмечается рост количества всевозможных "прожектов", которые преподносятся, как откровение. В чем дело? Ларчик просто открывается - выборы на носу, а похвастаться особо не чем, разве что безудержным ростом цен на всё и вся. Как привлечь голоса избирателей? Конечно, светлыми "перспективами". С содержание планов реформирования ЖКХ входит банальный плагиат труда запорожских ученых. Чтобы посетители сайта "ЗЗ" имели представление, что из себя представляет жилищно-коммунальное хозяйство Запорожья, и что предлагали ученые, приводим их исследование в полном виде.
ПРОГРАММА «САМОПОМОЩЬ»
«Основные принципы создания организационных структур
и системного управления ЖКХ в условиях
кризиса жилищно-коммунальной системы г.Запорожья
на 2010-2015 годы»
Жилищно-коммунальное хозяйство г.Запорожья:
Состояние и перспективы выживания
1. Введение.
Все годы независимости Украины политика государства в коммунальной сфере была неизменной. Каждое новое правительство давало понять, что его не интересуют жилищно- коммунальные проблемы. Финансирование постоянно сокращалось, а в 2009 году бюджет вообще не выделил средств на поддержание коммунальной инфраструктуры городов и поселков городского типа. Государственная власть считает эти проблемы не государственными, а поэтому заботы о дорогах, трубопроводах, мусоре, ремонте зданий и сооружений стремится переложить на плечи населения страны.
Для реализации этой цели были предприняты следующие шаги:
1) Разрешена приватизация квартир и многоэтажных домов; 2) Принят Закон о кондоминиумах (кооперативах);
3) Начата реформа всей коммунальной сферы;
4) Расчет коммунальных тарифов отдан местной власти.
Не все инициативы государства были поддержаны населением в полной мере. Приватизация ордерного жилья почти завершена. Однако оказалось, что под закон не попадают: ведомственной жилье, служебные квартиры и общежития. Приватизация жилых многоквартирных домов была произведена в очень небольших размерах.
Создавать кондоминиумы жильцы тоже не спешат, так как стать юридическим лицом с чистым банковским счетом равносильно банкротству. Интересно, но в государстве сложилось так, что никто не знает номер накопительного счета, где концентрировались амортизационные отчисления жилого фонда. Что касается практики «свободных» тарифов, то она показала полную безответственность местных властей. Диапазон тарифа, например, на тепловую энергию по состоянию на 1.04.09г. охватывает интервал сумм от 1,6 грн./кв.м. (Киев) до 7,26 грн./кв.м. (Днепропетровск). Более детально тарифы можно проанализировать по таблице, приведенной в приложении.
Власть видит выход из коммунального тупика только в повышении всех тарифов, что сделает население инвестором коммунальной сферы, а также – источником доходов. Такая политика получила вполне невинный, цивилизованный лозунг: тарифы должны быть экономически оправданными. Правда, уровень зарплат и пенсий в расчет не принимается, доходы давно не соответствует возрастающей стоимости жизни.
2. Намерения местной власти.
Когда денег нет, либо им находят лучшее применение, тогда начинается разговор о реформах. Со слов заместителя Председателя городского исполнительного комитета, который, вероятно, отвечает за коммунальную реформу, горожанам следует ожидать ликвидации ЖЭУ и ЖЭКов. По его мнению, сначала надо просто все разрушить, чтобы дать простор частной инициативе. Без сомнения заместитель является обеспеченным человеком, поэтому тарифы на услуги частных фирм, которые займут место ЖЭУ, его не волнуют. Хочется напомнить нашему заму-революционеру, что, например, в г.Киеве только за приезд по вызову, частная коммунальная фирма берет 120 грн. Большинство наших граждан не смогут оплачивать безразмерные рыночные аппетиты.
Дальше чиновничья фантазия производит на свет идею о создании управляющих фирм, которые будут надзирать над исполнителями коммунальных услуг. Здесь у них явно работает ностальгия по всесильному райкому КПСС. Одним словом, жителю надо быть готовым платить, платить и еще раз платить, так как надзиратели тоже рассчитывают получать из нашего кармана. Городская власть оставляет его один на один со своими проблемами. Если такая реформа состоится, то сам собой возникает вопрос о необходимости для города чиновников местной власти.
3. Интересы рядовых жителей г.Запорожья.
Нормальные горожане заинтересованы в том, чтобы коммунальные службы работали эффективно и по доступным ценам. Местная власть должна рассмотреть расходные статьи коммунальных предприятий и сократить их. Например, только за первые 5-ть лет независимости Украины Горводоканал увеличил свои штаты в два раза. Концерн «Тепловые сети» имеет сегодня в своем коллективе около сотни бухгалтеров и около полусотни юристов. Работают эти предприятия под старым лозунгом: потребитель заплатит за все, что мы произвели. При такой установке никакие тарифы не смогут сделать прибыльными организации, привыкшие к расточительству. Однако их нельзя уничтожать, так как в коллективах коммунальных предприятий есть настоящие профессионалы, многоопытные специалисты. Реформу коммунальной сферы надо начинать с управления.
Итак, должны соблюдаться следующие принципы реформирования:
1. Поэтапность аргументированных структурных преобразований и ответственность за принятые решения. Своевременное информирование населения.
2. Создание новых структур допускается только в исключительных случаях. Основное внимание следует уделить преобразованию системного управления реформированных коммунальных предприятий, расширение зон обслуживания, изменения системы оплаты труда.
3. Преобразование ЖЭУ и ПРЭЖО должны сохраниться (даже в меньшем количестве), частные, вновь образованные обслуживающие фирмы должны существовать на рынке услуг и конкурировать с традиционной коммунальной системой.
4. Надо стимулировать личную заинтересованность работников коммунальной сферы в качественном обслуживании населения.
5. Проведение реформирования коммунальной сферы требует разработки научно обоснованного плана.
4. Общая характеристика жилого фонда г.Запорожья.
Жилой фонд города насчитывает 4379 зданий площадью 12.740 млн. квадратных метров, на которых проживает около 560 тысяч горожан. Кроме домов, находящихся в коммунальной собственности, имеются ЖСК и кондоминиумы. Количество приватизированного и выкупленного жилого фонда составляет 86,6% (9,4 млн.кв.м.), что соответствует 185270 квартирам.
Все здания электрифицированы, 3780 зданий (93,4%) – газифицированы, 3833 здания (94,7%) обеспечены центральным водоснабжением, 93,7% зданий – горячим водоснабжением, 2849 зданий (70,4%) – центральным отоплением, 865 зданий (21,4%) – снабжены лифтами.
Отсутствует информация, установленная требованиями СНиПа ч.2, об индивидуальном строительном объеме каждого здания и удельные тепловые характеристики каждого из зданий (ккал/куб.м.ч.°С), определяющие теплопотери – основной фактор характеристики зданий – базовая основа для расчета стоимости энергетических затрат на отопление зданий.
Отсутствуют технические паспорта на каждую квартиру и здание в целом, установленные требованиям Постановления Кабинета Министров Украины №630 от 21.07.2005г. и Приказа Госкомитета ЖКХ Украины №76 от 17.05.2005г., определяющие основные параметры деятельности коммунальных служб и являющиеся предметом заключения Типового договора предоставления услуг центрального отопления, горячего водоснабжения, подачи воды и удаления канализационных стоков с каждым квартиросъемщиком (субъектом хозяйственной деятельности).
Отсутствует контроль за инфильтрационным процессом в квартирах, состоянием коммуникационных и вентиляционных каналов, соблюдением расчетных поверхностей нагревательных приборов при проведении ремонтов или при их замене, состоянием и характеристикой окон и дверей, за архитектурным исполнением балконов зданий, нарушающих архитектурный облик зданий.
В СМИ не публикуются ежемесячные метрологические данные по температурам наружного воздуха и воды в реке Днепр, что необходимо знать населению для контроля тарифов.
5. Структура и система управления жилищным фондом города.
Обслуживают жилищный фонд города 13 жилищно-эксплуатационных предприятий коммунальной формы собственности: КП ПРЭЖО №1 - №11, 13; КП «РЕПОГ» совместно с 59 ЖЭУ. Производственный процесс в указанных предприятиях идет давно установленным порядком, где единственным законом является приказ начальника, отсутствует система планирования и отчетности.
С позволения Горисполкома и Горсовета коммунальные предприятия игнорируют Государственные нормативные документы, которые устанавливают отношения между службами и населением:
1. Постановления КМУ №630 от 21.07.2005г., №529 от 20.05.2009г.
- Правила предоставления услуг центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, а также канализации;
- Типовой договор на предоставление центрального отопления, подачи холодной и горячей воды, канализации.
2. Приказ Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ №927/11207 от 17.05.2005г.
Неисполнение городскими службами ЖКХ государственных нормативных документов, отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов превратило отношение с населением в систему обложения данью: плати без договора, без предоставленной (или некачественной) услуги.
Удивляет позиция городского депутатского корпуса, который при отсутствии юридического обоснования и экспертиз 27.08.2008г. принял решение №375 «Про утверждение тарифов и услуг с обслуживаемых домов и придомовых территорий жилищного фонда коммунальной собственности г.Запорожья», где утвердил размеры тарифов и перечень услуг.
С 01.09.2008г. жильцы оплачивают все «затраты», которые по мнению обслуживающей организации имели место быть. Отсутствие системного управления жилищным фондом приводит к несостоятельности этих предприятий, неспособности предоставлять услуги надлежащего уровня и качества.
Основным недостатком действующей системы является отсутствие современной методики нормирования работ. Традиционное нормирование связывало нормы времени на выполнение работ и размер средней заработной платы (довольно низкий), что неизбежно приводило и приводит к низкому качеству услуг ремонта.
Резерв эффективности работы предприятий ЖКХ сегодня, в основном, связывают с внешними факторами. Однако следует заметить, что хозяйственный механизм изменился кардинально, а, следовательно, необходима перестройка внутри самих предприятий ЖКХ, в их управлении и организации производственной деятельности. Грядущие преобразования должны проводиться с учетом реального менталитета рядового работника и жителя города. Отношения внутри организаций ЖКХ необходимо строить с учетом принципа личной заинтересованности сотрудника, только так могут быть достигнуты реальное снижение затрат на производство любых операций и ощутимого повышения качества услуг.
Необходимо разработать на научной основе с участием потребителей услуг экономически объективную на основе СНиПа методику их оценки со стороны предприятий ЖКХ, с понижением стоимости услуг, исходя из принципа «встречного» интереса!
Это научно-производственное направление реанимации и развития ЖКХ мы называем программой «Самопомощи».
6. Морально-этическая атмосфера отношений между населением города и организациями ЖЭУ и ПРЭЖО.
Штатный состав коммунальных предприятий насчитывает около 7500 сотрудников, укомплектованность составляет около 60%.
Большинство работников коммунальной сферы являются хорошими специалистами с большим опытом работы, благодаря которым наш город числится в Госкомитете как один из лучших.
Но как показали общественные слушания, морально-этический климат в отношениях руководства ЖКХ всех уровней и населения не отвечает конституционным нормам в соблюдении прав населения. Не выполняются не только Постановления Кабинета Министров Украины и Госкомитета по ЖКХ, которые устанавливают правила и порядок соблюдения взаимодействий коммунальных служб с населением, это и Законы Украины: Конституция Украины (ст.40), «Закон о государственной службе» (ст.22), «Закон об обращении граждан» (ст.20), Закон о коммунальных услугах, Указ Президента Украины «Про заходи щодо забезпечення конституційних прав громадян на звернення» от 19.03.97г.
Жителей города возмущают бесконечные иски, которые подаются в суды руководством ЖКХ города за неуплату коммунальных услуг в отсутствии экспертных заключений их действительной стоимости и вместо тщательного расследования социально-экономических причин возникшей ситуации относительно неплатежеспособности населения с возможным оказанием им соответствующей помощи. Это делается формально, без учета обстоятельств, иногда на грани фарса, когда забирают у пожилых людей за неуплату старый телевизор, который сегодня никто не купит, а, следовательно, долг останется долгом.
Известен факт, который расследуется прокуратурой Ленинского района, о возбуждении уголовного дела по поводу «производства» руководством ЖЭУ-56 и ПРЭЖО№13 фиктивного акта о причинах «залитья» квартиры, имевших место вследствие форс-мажорных обстоятельств, который был использован как основной обвинительный документ в последующем судебном разбирательстве, причинивший существенный материальный и моральный ущерб владельцам квартиры, не имеющим отношения к произошедшему. При этом не используются известные цивилизованные методы борьбы с этим недугом.
Существует опыт других городов, где с населением проводится воспитательная работа на выезде в микрорайонах (г.Харьков). В Донецке перекрывают неплательщику канализацию, и он вынужден изыскивать средства для уплаты долга. Да и у г.Запорожья был опыт, когда угроза публикации в местной прессе списка состоятельных неплательщиков давала моментальный положительный результат. Почему мы это забыли?
Не ведется воспитательная работа с руководителями среднего звена, в обязанности которых входит принятие оперативных решений. Их уровень общения отстает от современных требований, которые предъявляются населением города. Иногда в разговоре с некоторыми руководителями становится непонятным статус нормального просителя – или бомж, или налогоплательщик.
И, наконец, руководители высшего звена ЖКХ даже не пытаются создавать атмосферу справедливости в оплате труда, которая должна отвечать уровню ответственности, что наносит непоправимый ущерб всей системе ЖКХ. Специалист не заинтересован экономить ресурсы, внедрять прогрессивные методы ремонта и выполнять свою работу с высоким качеством.
7. Программа Горсовета «Основні напрямки реформування системи управління та обслуговування житлового фонду міста Запоріжжя на 2009-2010 роки».
Под действием обеспокоенной общественности города состоянием ЖКХ, мэрия и депутатський корпус на сессии Городского совета 09.06.2009г. сделали попытку проанализировать причины катастрофического положения дел на предприятиях ЖЭУ и ПРЭЖО, отметив:
- в условиях продолжающейся приватизации и изменения форм собственности предприятий и организаций, ведомственное жилье фактически стало бесхозным, и единственный путь его сохранения является передача в коммунальную собственность и создание объединений совладельцев многоквартирных домов;
- исходя из существующей структуры и системы управления, ЖЭУ и ПРЭЖО, которые одновременно являются заказчиком, исполнителем и контролером выполняемых работ, не могут справедливо оценить результаты своей деятельности. Рынка нет, так как нет конкуренции, поэтому нельзя ожидать обеспечения населения качественными и доступными услугами при отсутствии необходимых ресурсов, квалифицированных кадров, несовершенство системы управления в планировании работ по сохранению и функционированию жилых зданий;
- несмотря на многочисленные протесты населения по фактам выставленных ПРЭЖО необоснованных платежей за невыполненные работы, по данным за 2008г. они имели убытки на сумму 16,7 млн. грн.;
- по информации ПРЭЖО задолженность населения за прошедшие годы за жилищно-коммунальные услуги на 01.04.2009 г. составили 103,6 млн. грн., в том числе за квартирную плату – 40,8 млн. грн.;
- за 2008 г. дебиторская задолженность ЖЭУ составила 166,4 млн. грн., а кредиторская – 154,5 млн. грн. (а где же аккумулированы амортизационные отчисления?);
- основная причина несостоятельности предприятий ЖКХ города является отсутствие квалифицированных кадров и несовершенное законодательство (в действительности основной причиной развала ЖКХ является отсутствие государственного подхода к проблеме, а также незаинтересованность городской власти в решении проблем ЖКХ).
В коридорах исполнительной власти сформировалось мнение, что единственный выход из кризиса состоит в создании объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и повышении тарифов. Заметим, что власти не удалось организовать эффективное функционирование уже существующих 65-ти ОСМД и 356 жилищно-строительных кооперативов. Неизвестно, как городские власти будут сотрудничать с ОСМД, когда их станет в несколько раз больше. Вероятно, облегченно вздохнут и прошепчут популярный слоган: - Ваши заботы!
В принятом на сессии решении декларативно предлагается разделить функции заказчика и исполнителя, определить основные принципы экономической обоснованной тарифной политики, которая способствует соблюдению всех требований по эксплуатации зданий. Кроме того, рекомендуется демонополизировать сферу предоставляемых услуг, организовать эффективную, профессиональную систему управления, решить проблему квалифицированных кадров, привлечь научно-технический потенциал, разработать нормативно-правовое обеспечение, гарантировать реализацию программы, ликвидировать неэффективные ЖЭУ. Одним словом, установить коммунальный рай, за который будут платить жители города. На сессии совершенно не рассматривались проблемы КП концерн «Городские тепловые сети».
Населению города остается только ожидать информации от исполнительной власти о конкретных шагах в реализации пока покрытой тайной, неизвестной в деталях программы.
8. Анализ состояния тепло обеспечения жилищного фонда Концерном «Городские тепловые сети» (ГТС). Структура и система управления концерна.
Для ослабления социальной напряженности в финансовых расчетах за потребленные энергоносители районными предприятиями тепловых сетей исполнительная власть города создала в угоду на их основе концерн «Городские тепловые сети», объединив, таким образом, финансовые потоки проплат за теплообеспечение с жестким административным подчинением, усилив монополию на предоставление услуг населению путем «усреднения» тарифов не зависимо от технологических особенностей, определяющих размер накладных расходов каждого района и, как правило, со значительным их превышением над реальными расходами.
При объединении районные тепловые сети были лишены самого главного принципа рыночных условий развития – самостоятельности с соответствующим ограничением ответственности и потери стимулов внедрения творческих и новаторских идей и разработок в производстве.
Как известно, концерны (холдинги) были созданы в государствах с рыночной экономикой, как экономически оправданные объединения, в главную задачу которых входило обеспечение выживаемости на рынке за счет активного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, с внедрением в производство прогрессивных технологий, обеспечивая лидирующее положение в отрасли с минимизацией затрат, энергоемкости и др. в сочетании с экономическими проблемами.
Указанные принципы эффективности концернов полностью отсутствуют в практике организации работы концерна «Городские тепловые сети», который, практически, выполняет элементарную функцию дополнительной хозяйственной надстройки.
Коммунальное предприятие Концерн «Городские тепловые сети» является наибольшим поставщиком тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения населения г.Запорожья.
Существующие схемы теплообеспечения населения города рационально сочетают наличие централизованных и децентрализованных систем в условиях расположения потребителей тепловой энергии относительно 43 котелен районного масштаба и 5 крупных коте лен. Общая тепловая мощность котелен составляет 2401,9 Гкал/час.
В системах теплоснабжения концерна эксплуатируется 16 насосных станций и 52 центральных тепловых пункта (ЦТП), которые осуществляют подогрев воды горячего водоснабжения населения города.
К тепловым сетям концерна подключено 678,5 км. Тепловых трас в двух трубном исполнении, по которым горячая вода подается жилым зданиям города, 122 детским садам и яслям, 120 школам, 87 больницам и общественно-административным зданиям с общей отапливаемой площадью 366570 кв. метров.
В структуру концерна входят 7 районных филиалов, 2 коммунальных предприятия, лаборатории (отделы) технической подготовки производства.
В структуре концерна отсутствует научно-производственный сектор, но зато существует юридический сектор в количестве 43 юристов (?) и финансовая группа в количестве 94 бухгалтеров!
Котлоагрегаты, эксплуатируемые концерном, оцениваются только термическим к.п.д., величина которого составляет – 60-75%. Потери термического к.п.д. связаны с отсутствием оптимизации технологии процесса, как кинетики химических реакций горения, так и учета аэродинамических факторов.
Котлоагрегаты не оснащены в полном объеме высокоточными средствами регулирования процесса горения. Погрешность измерения составляет до 10-12%. Отсутствуют измерительные устройства подачи воздуха на процесс горения и контроля объемов продуктов сгорания.
Применяемая технология процесса горения не контролирует термический распад метана, что изначально сопровождается потерями теплоты до 8,93% от величины калориметрической теплоты сгорания природного газа.
В практике эксплуатации отсутствует оценка аэродинамического к.п.д., учитывающего энергетические потери, связанные с организацией процесса подачи воздуха на горение и удаления из котлоагрегата продуктов сгорания и систем измерения объемов горячей воды, и, наконец, водообразующего к.п.д., характеризуемого производством конденсата в количестве 1,6 куб.м. на 1000 куб.м. сжигаемого природного газа из водяных паров продуктов сгорания, позволяющего существенно ограничить объемы химводоочистки и дополнительно использовать теплосодержание конденсата.
Не проводится анализ теплопотерь в тепловых сетях, которые в среднем, по данным концерна, составляют 10-13% или 313-407 Гкал/год. Для сравнения отметим, что расчетные потери, согласно СНиП должны не превышать 5%. Требуется теоретическое подтверждение роста теплопотерь при падении тепловой нагрузки на сеть, практически, в 2 раза!
Динамика расхода природного газа на отопление и горячее водоснабжение за период с 2006 по 2008 годы по данным концерна:
Год экспл. |
Среднемесячн. температура наружного воздуха, °С в отапл. период |
Средне годовая темпер. воды в Днепре,°С |
Расход газа по данным концерна «ГТС», тыс.м3 год |
Расход газа по эксперт. расчет. на основе СНиПа, тыс.м3 год |
Поставки Тепловой ОАО «Запорожсталь», тыс.м3 год |
Перерасход природного газа, тыс.м3 год |
Цена |
2006 |
+ 4 |
+ 12,5 |
387094 |
232791 |
18388 |
167691 |
686 |
2007 |
+ 3,4 |
+ 12,5 |
372966 |
232791 |
10170 |
150170 |
- |
2008 |
+ 3,4 |
+ 12,7 |
343095 |
232791 |
9680 |
119984 |
723 |
Примечание: Экспертный расчет произведен на основании использования данных СНиПа по Методике Академии строительства и архитектуры Украины.
Анализ предоставленных концерном данных с точки зрения теории строительной теплотехники не представляется возможным и требует тщательного изучения и подтверждения их реальности контрольными органами Запорожского гор газа и госадминистрации области.
Охрана окружающей среды.
Эксплуатируемые концерном тепло агрегаты выбрасывают в атмосферу значительное количество окиси углерода (СО) и окислов азота (NO2) в объеме 0,05-1,5% от объема сжигаемого природного газа.
Окислы азота и углерода представляют большую опасность для здоровья человека. В концерне отсутствует программа по технологическому сокращению выбросов указанных окислов в атмосферу.
Неэффективность существующей структуры и системы управления концерном.
Экономический кризис убедительно подтвердил неконкурентноспособность стратегии и тактики существующей структуры и системы управления концерном с постоянными проблемами недостаточного государственного финансирования при нерациональном использовании имеющимися потенциальных ресурсов для повышения суммарного (термического, аэродинамического и водообразующего) к.п.д. эксплуатируемых котлов.
Недостаточный теоретический уровень профессиональной подготовки руководителей концерна ограничивает их возможности оценить перспективность апробированных технических решений, позволяющих в условиях реально существующего оборудования повысить его эффективность с минимальными затратами.
В разработанной концерном программе по энергосбережению на период с 2006 по 2010 годы заложены традиционные низкоэффективные мероприятия по замене горелок, дорогостоящей утилизации теплоты продуктов сгорания (окупаемость – более 4-х лет), снабжение существующих котлов дорогостоящими газотурбинными установками для производства электроэнергии (окупаемость более 7-и лет), «усовершенствовании» систем автоматизации (при отсутствии высокоточных измерительных устройств) и т.п.
Так, например, концерном совместно с исполнительной властью города были приобретены у ООО «Запорожский производственный комбинат специальных сплавов» струйно-нишевые горелки для котлов ТВГ-8 (два комплекта) и котла ПТВМ-30м общей стоимостью около 0,5 млн.грн. Несмотря на предостережение ученых, горелки были смонтированы и испытаны. В условиях котельной «Шевченковских тепловых сетей» установленные на котлах ТВГ-8 горелки СНГ снизили термический к.п.д. на 2-3%, увеличив температуру продуктов сгорания на 50 и более °С. Горелки СНГ, установленные на котле ПВМ-30м в условиях котельной по пр. Металлургов «Ленинские тепловые сети» показали виртуальное повышение термического к.п.д. в пределах 1% при погрешности измерительных приборов до 2,5%!
В последнее кризисное время, руководителями концерна через СМИ обнародованы новые фантастические проекты, расчитанные на неподготовленного профессионального обывателя, об использовании отбросного тепла атомной электростанции в г.Энергодар, на расстоянии 55-60 км с преодолением водной преграды – Каховского водохранилища 9 км, со сложным территориальным профилем, не имеющем аналога по стоимости и некомпетентности в мировой практике, с предварительной стоимостью затрат – 2-3 млрд. у.е. с окупаемостью 10-20 лет (?).
И, наконец, последнее громкое заявление руководства концерна о проекте содержания систем «Комбинированного производства энергоносителей» («когенерация»), которые, несмотря на свою комплексную привлекательность, не реализуется в развитых странах с развитой экономикой по причине неконкурентноспособности (см. Melvin H. Chiogioji Indastrial Energy Conservation. New York and Basel. 1979.) при расчетной окупаемости 7-10 лет, зависящей от стоимости природного газа.
При стоимости 250 $ за 1000 м3 природного газа стоимости 1 кВт.ч будет равен 80-90 коп., а затраты на 1 кВт.ч составят около 100 $ (5 тыс. грн.).
9. Программа «Самопомощь» по реформированию и модернизации ЖКХ города.
9.1. Цель и основные критерии Программы.
Цель Программы состоит в выработке основ создания организационной структуры, позволяющей достичь высокой эффективности предприятий ЖКХ, которые оказывают услуги населению города. Предложения основываются на результатах анализа современного состояния отрасли, а также на опыте зарубежных стран с рыночной экономикой. Реформирование управления предприятиями ЖКХ предполагает оптимизацию численного состава управленцев, четкое распределение функций и ответственности, создание условий для личной инициативы, позволяющей в переходный период к рыночной экономике достичь высокой экономической эффективности с оптимальной формой организации управления на базе имеющегося производственного потенциала с повышением качества предоставляемых услуг населению города до уровня норм и стандартов развитых стран с минимизацией их стоимости.
Исходя из широкого спектра предоставляемых населению услуг существующими предприятиями ЖКХ, создаваемые организационные структуры, типа холдингов (концернов), должны включать в комплексный процесс реформирования предприятий, которые функционально формируют экономическую и технологическую взаимозаинтересованность в повышении качества предоставляемых услуг с одновременным сокращением затрат путем использования в модернизации систем научно-технического потенциала и оптимальной формы организации их управления.
Как известно, основными остро социальными проблемами жилищно-коммунального хозяйства являются:
- теплоснабжение жилищного фонда и
- благоустройство территории проживания населения.
Поэтому, в условиях г.Запорожья, на текущий момент, для решения вопросов теплоснабжения и сохранения жилого фонда, необходимо реформировать существующий концерн «Городские тепловые сети», а для выполнения работ по благоустройству территории проживания населения создать на базе существующих районных и городских коммунальных предприятий принципиально новый холдинг «Служба благоустройства территории г.Запорожья» с соответствующей инфраструктурой по аналогии с предприятиями районных тепловых сетей с дополнительным созданием предприятий по переработке и утилизации рассортированных твердых городских отходов: строительного мусора, погибших деревьев, различной формы стеклобоя, пластмассы, автомобильных шин, бумаги, металлических составляющих отходов и т.п.
9.2. Реформирование систем теплоснабжения жилых зданий.
Сущность экономической перспективы реформирования существующих систем теплоснабжения заключается в создании «встречного экономического и социального интереса» между производителями и потребителями тепловой энергии и, таким образом, преодолеть ныне существующий барьер одностороннего интереса, только со стороны концерна.
В существующей практике производителей тепловой энергии имеет место постоянное повышение стоимости предоставления услуг населению без информирования о методике расчета и публичного разъяснения о наличии законодательной базы роста цен.
При этом у населения, т.е. владельца каждой квартиры, отсутствует обязательный юридический документ – типовой договор, утвержденный Постановлением Кабмина Украины № 529 от 20.05.2009 года, об ответственности поставщика за качественную и ценовую политику услуг со всеми принятыми в договорной практике обязательствами согласования новой цены.
С другой стороны, инвестирование владельцами квартир мероприятий по установке «теплых» окон, дверей, а также общего ремонта, что, в целом, сокращает теплопотери, не учитывается представителями ПРЭЖО с позиции компенсации затрат в стоимости услуг на отопление квартир, которые вообще не имеют никакого интереса в решении этой весьма важной для населения проблемы.
Таким образом, в существующей системе производственных отношений, потребители тепловой энергии отключены от проблемы экономических интересов и, в целом, в участии в сокращении потребления энергетических ресурсов страны.
На основании изложенного, следует реформировать концерн «Городские тепловые сети» с введением в структуру районных тепловых сетей владельцев обслуживающих жилых и общественных зданий с корректировкой уставных документов концерна и предприятий районных тепловых сетей.
Выживание ЖКХ города полностью зависит от укрупнения организаций с одновременным сокращением управленческого персонала. Поэтому логично будет организовать большие структуры типа холдингов (концернов), которые решают крупные задачи жизнеобеспечения. Коммунальные предприятия города можно разделить по функциям в соответствие с предлагаемыми объединениями.
Названия можно изменять, уточнять список предприятий, входящих в холдинг, но функции жизнеобеспечения города остаются постоянными. Введение объединений, с одной стороны, упрощает задачу управления для городского Исполнительного комитета, с другой стороны, позволяет лучше координировать и контролировать коммунальные предприятия в каждом холдинге.
Задачи холдингов определяются из соображений эффективности, экономии ресурсов и переработки вторичного сырья. Для того чтобы коммунальные объединения функционировали, нужна законодательная база. Ожидать сегодня от государства необходимых законов нереально, но Городской совет вправе утвердить временные нормативные акты, в которых был бы определен статус коммунального предприятия, его отношения с населением города и местной властью, а также максимальный процент прибыли при формировании тарифов.
9.3 Модернизация оборудования и систем теплопроизводства.
Программа «Самопомощь» предусматривает создания инвестиционного фонда за счет экономии финансовых ресурсов от модернизации котлоагрегатов, тепловых сетей и сокращения тепловых потерь жилыми зданиями.
Точкой отсчета полученного экономического эффекта является технико-экономические показатели, основанные на паспортных данных составляющих технологическую основу производства и потребления тепловой энергии. Полученный за счет внедрения научно-технического потенциала экономический эффект используется в качестве инвестиций, освобожденный от налогообложения при его целевом использовании, для продолжения в режиме «шаг за шагом» процесса модернизации технологического оборудования, тепловых сетей и строительных ограждений обслуживаемого жилищного фонда.
По данным института Бэттала (США) и результатов отечественных ученых региона, термический к.п.д. котлов, в пределах изменения его тепловой мощности от 20 до 100%, составляет соответственно 73-78%.
Для эксплуатируемых котлов, в которых отсутствует режим гомогенного стехиометрического равенства, имеет место термический распад метана, т.е. диссоциацию химических связей между водородом и углеродом, что сопровождается потерей теплоты на 8,93% его полной теплоты сгорания.
Расход топлива котлами может быть уменьшен при работе в оптимальном режиме на 3% в пределах существующего режимного регулирования от 20 до 100% его тепловой мощности.
При утилизации теплоты продуктов сгорания с понижением их температуры до 40-42ºС происходит конденсация водяных паров с выделением теплоты – скрытой теплоты парообразования в объеме 1019 ккал/литр с производством 1,6 л/м3 сжигаемого природного газа или 213,6 л/Гкал.
Проведенные испытания котлов с наддувом воздуха показали возможность сокращения расхода электроэнергии на 1,5-2,5 кВт.ч/Гкал и при доведении величины коэффициента избытка воздуха до 0,97-0,98 расхода электроэнергии на 20-30% от установочной мощности, а термический к.п.д. возрастает, в среднем, на 6-7%.
Таким образом, коммунальные котлы имеют значительный потенциал для повышения суммарного к.п.д. в пределах 35-45%.
Однако для определения изменений эксплуатационных режимов, необходимо провести полную инженерную оценку систем с точки зрения экономических показателей, их работоспособности и практической осуществимости.
Указанные технико-экономические показатели реально могут быть достигнуты при внедрении разработанных и апробированных в опытно-промышленных условиях технических решений модернизации котлоагрегатов, разработанных на основе широкомасштабных исследований термодинамики процессов тепло производства и теплопередачи региональными учеными, прошедшие экспертную оценку Государственного департамента интеллектуальной собственности (ГП «Украинский институт промышленной собственности»). Эксперименты проведены в г.Запорожье на котле ПЭВМ-30м, НИИСТу-5, в г.Белая Церковь на котле НИИСТу-5, г.Елшава Республика Словакия на тепловом агрегате – вращающейся печи длиной 84 м и диаметром 4,4 м.
Апробированные технологические регламенты процесса горения природного газа позволяют практически полностью решить проблему защиты окружающей среды, исключив выброс в атмосферу в продуктах сгорания окись углерода и технологически сократить образование окислов азота до 10 мг/м3.
9.4 Сокращение теплопотерь строительными ограждениями эксплуатируемых жилых и общественных зданий.
Сокращение энергетических ресурсов жилищным фондом возможно при повышении термического сопротивления строительными ограждениями и уменьшения объемов инфильтрационного наружного воздуха, поступающего в квартиры под действием ветра через щели притворов окон и дверей в отапливаемый период, требующего определенного расхода тепла на его подогревание.
Проведение исследования процесса инфильтрации через щели окон и дверей жилых зданий показывают об объемах затрат тепловой энергии на нагревание проникающих в квартиры объемов холодного воздуха (согласно санитарных норм /СН-57/).
Расположение щели в притворе проема |
Количество поступающего воздуха м3/час через 1 пог.м щели притвора
при скорости ветра, м/сек |
до 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Одинарные окна и фонари в деревянных переплетах |
5,60 |
9,10 |
11,20 |
12,60 |
17,50 |
То же в металлических переплетах |
2,48 |
3,90 |
4,80 |
5,45 |
7,65 |
Двойные окна и фонари в деревянных переплетах |
2,80 |
4,55 |
5,60 |
6,30 |
8,75 |
То же в металлических переплетах |
1,25 |
1,98 |
2,44 |
2,78 |
3,90 |
Двери и ворота |
11,20 |
18,20 |
22,40 |
25,20 |
35,00 |
Дополнительным фактором теплопотерь в отопительный период является не контролируемый объем удаляемого из квартир воздуха вентиляционными каналами, создающими отрицательное давление в зависимости от температуры наружного воздуха и этажности здания.
Необходимо разработать техническое решение для регулирования площади заборных решеток, доступных в обслуживании.
При расчете теплопотерь для проектирования систем отопления жилых зданий добавочные теплопотери на страны света и ветер принимают в размере 16% (Справочник по теплоснабжению и вентиляции. Госстройиздат УССР. Киев, 1959 г. стр.103).
Таким образом, при переходе жилых домов в структуру районных тепловых сетей, последние получают достойных партнеров по сокращению энергетических ресурсов за счет участия жильцов в проблеме сокращения теплопотерь зданиями.
Критерием оценки состояния зданий, т.е. их аварийность должна стать величина их удельной тепловой характеристики – ккал/ м3•час.ºС. Для осуществления контроля за этой величиной, необходимо провести паспортизацию каждого здания на основе проектной документации с последующим контролем теплопотерь по показаниям тепловых счетчиков в зависимости от температуры наружного воздуха.
Дополнительно провести контроль за состоянием внутридомовых систем отопления в связи с проводимыми самостоятельно жильцами квартир ремонтов по замене нагревательных батарей, с гарантией сохранения, согласно проекта, величин их поверхностей. Из-за неудовлетворительной работы предприятий тепловых сетей имеют место увеличение поверхностей нагревательных приборов, что приводит к дисбалансу распределения тепловой энергии по квартирам, расположенным на разных этажах.
9.5 Анализ удельных тепловых характеристик зданий жилого фонда г.Запорожья
В условиях г.Запорожья более 80% зданий жилого фонда представлены 1-5-ти и 9-ти этажными строениями, построенными до 1970 года. Объем высотных зданий 10-16-ти этажей составляет около 3%, разработанных ГПИ «Запорожгражданпроект».
Удельные тепловые характеристики жилых зданий представлены в таблице в пересчете на 1 кв.м. жилой площади:
Наименование зданий
(источник информации) |
Удельные тепловые характеристики зданий, ккал/м2 ч. ºС |
Строительный объем зданий, тыс. м3 |
< 3 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
Жилые здания из кирпича |
1,20 |
1,14 |
1,05 |
0,99 |
0,93 |
0,90 |
0,84 |
Жилые здания из крупноблочного сборного ж/б
(по данным СНиПа и КТИС) |
- |
1,44 |
1,26 |
1,20 |
1,17 |
1,14 |
1,11 |
Жилые здания из кирпича до 5-ти этажей |
1,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Жилые здания из кирпича 16-ти этажей |
- |
- |
- |
- |
1,03 |
- |
1,00 |
Жилые здания из панелей сборного ж/б 10-ти этажей |
- |
1,30 |
1,08 |
- |
- |
- |
- |
Жилые здания из монолитного ж/б 16-ти этажей
(по данным ГПИ «Запорожгражданпроект») |
- |
- |
1,25 |
1,38 |
- |
- |
- |
При экспертном контрольном расчете теплопотерь жилым фондом на один квадратный метр жилой площади при высоте квартир 2,6-2,8 метра удельная тепловая характеристика составляет в среднем 0,99-1,00 ккал/м2 ч. ºС.
Для зданий из ж/б панелей эта характеристика расчитывается из условий величины коэффициента теплопроводности панелей.
9.6 Потенциальные возможности повышения эффективности существующего теплопроизводящего оборудования в сочетании с энергосберегающими мероприятиями, осуществляемыми потребителями тепловой энергии. Расчет ожидаемого экономического эффекта.
Исходные данные для расчета:
• Сокращение расхода природного газа при производстве тепловой энергии вследствие повышения термического к.п.д. на 23%;
• Исключение термического распада метана с повышением термического к.п.д. на 9%;
• Производство конденсата из водяных паров продуктов сгорания (водообразующий к.п.д.) в объеме 213,6 литра на 1 Гкал;
• Сокращение удельного расхода электроэнергии (энергетический к.п.д.) в объеме 2-х кВт.ч. на 1 Гкал;
• Экономия тепловой энергии потребителями (жильцами квартир) в объеме до 16% от проектных расчетных суммарных теплопотерь.
Укрупненный расчет ожидаемой годовой экономии за счет сокращения затрат на отопление жилых зданий.
За основу укрупненного расчета принят расход природного газа в объеме 232791 тыс.м3/год, электроэнергии – 1750308 кВт.ч. по результатам эксплуатации систем за 2006-2008 гг.
Стоимость 1 кВт.ч. – 0,6 грн.
Стоимость 1 м3 химводоочищенной воды (кондесата) – 15 грн.
Стоимость природного газа – 727 грн. (1000 м3.) на 01.08.2008г.
• Ожидаемый экономический эффект за счет модернизации термодинамического режима котлоагрегатов и устранения термического распада метана:
232791 * 727 * (0,23+0,09) = 74493 тыс. м3/год = 53838 тыс.грн./год. (Затраты – 15% или 8078 тыс.грн.)
• Сокращение затрат на химводоочистку при производстве конденсата при понижении температуры продуктов сгорания ниже 40ºС:
0,213 * 15 * 232791 / 0,1335 = 5571 тыс.грн./год. (Затраты – 30% или 1671 тыс.грн./год.)
• Сокращение расхода электроэнергии:
2,0 * 0,6 * 232791 / 0,1335 = 2091 тыс.грн./год.
• Сокращение расходов энергоносителей потребителями тепловой энергии при установке «теплых» окон и дверей:
232791 * 727 * 0,16=37246 тыс.м./год=27078 тыс.грн./год.
• Суммарный ожидаемый годовой экономический эффект:
53838 + 5571 + 2091 + 27078 = 88579 тыс.грн./год.,
в том числе:
- природного газа – 111739 тыс. м3/год,
- электроэнергии – 3487,5 тыс.кВт.час.,
- химводоочищенной воды (конденсата) – 371 тыс. м3/год.
10. Тарификация услуг на отопление и горячее водоснабжение.
Существующая практика исполнительной власти г.Запорожья ограничивается оценкой предоставляемых услуг через виртуальный «средний» тариф на отопление и ГВС независимо от источника (котельной) производства тепловой энергии. В действительности, в концерне существуют 48 котелен с различными котлоагрегатами, отличающимися термическим и энергетическим к.п.д., конструкцией и технико-экономическими показателями тепловых сетей и затратами на производство горячей воды, что противоречит основам рыночной экономики и исключает их конкурентноспособность в достижении минимизации финансовых затрат и повышения качества услуг.
В соответствии с «Законом о жилищно-коммунальных услугах» тарифы формируются с учетом 7-ми принципов. Приведем первые три:
- доступность;
- открытость;
- социальная защищенность.
Такое свойство тарифа как экономическая обоснованность находится во второй половине списка обязательных принципов. Легко понять, что перечисленные принципы нарушаются нашими коммунальными предприятиями. Например, никто не учитывает при очередном повышении цен возможности среднего горожанина оплатить новые тарифы. Формирование тарифов проходит в кулуарах предприятий поставщиков услуг, и даже отдел цен обладминистрации не имеет полной ясности в этом сложном деле. Принцип социальной защищенности просто не учитывается, так как оформление субсидии считается глубоко личной проблемой каждого. В то же время, местная власть еще до утверждения новых цен должна знать сумму, на которую увеличивается объем субсидий по городу вследствие повышения каждого из тарифов.
Тарификация предоставляемых услуг должна быть конкретной для каждого жилого здания или группы зданий (квартала) жилого фонда обслуживаемого каждой котельной в зависимости от расположения каждого здания или квартала относительно магистральных трубопроводов, поставляющих горячую воду, т.е. с учетом удельных тепловых характеристик зданий и величины энергетических потерь при подаче тепловой энергии в каждый конкретный жилой дом (квартал).
10.1. Методика расчета стоимости тепловой энергии на отопление квартир.
Тариф должен быть рассчитан на основании проектных теплопотерь строительными ограждениями жилых зданий, которые, как известно, соответствуют нормам СНиПа и определяются по методике Академии строительства и архитектуры, утвержденной Госстроем Украины.
Базовым критерием теплопотерь, согласно методики, является величина удельной тепловой характеристики здания в размерности ккал/м3 ч.ºС, зависящей от конструкций ограждений, строительного объема здания, градиента температур – алгебраической суммы температур воздуха внутри жилого помещения (квартиры) и наружного воздуха из расчета средней месячной величины, которая изменяется в течение отопительного периода и поэтому тариф за отопление не является постоянным и должен рассчитываться на основании данных Государственной гидрометеорологической службы за каждый месяц.
Каждый житель города может контролировать тариф, предъявляемый к оплате путем расчета теплопотерь по формуле СНиПа:
Q = q F (tвн-(± tнар)), ккал/час, |
где |
Q - |
расчетный расход тепла на отопление квартиры, |
|
q – |
количество тепла для отопления 1 кв.м квартиры, ккал/м2ч.ºС, который рассчитывается как произведение средней удельной тепловой характеристики здания, ккал/м3 ч.ºС, на высоту квартиры, м., |
|
F – |
площадь квартиры, м2, |
|
tвн - |
средняя температура внутри квартиры (согласно СНиПа - 18 ºС), |
|
tнар |
среднемесячная температура наружного воздуха для каждого месяца отопительного периода (по данным Метеослужбы), ºС. |
В условиях г.Запорожья для укрупненного расчета можно принять q = 1,0 ккал/м2ч.ºС, tвн = 18 ºС.
Так, например, в условиях г.Запорожья в 2008 году средняя температура в отопительный период составляла +3,4 ºС и средней удельной тепловой характеристики зданий, равной 0,33 ккал/м3ч.ºС и высоте квартир 3 м., часовой расход тепла равен:
Q = 1,17 х 0,33 х 3 (18 - 3,4) = 16,91 ккал/м2ч.ºС,
где 1,17 – коэффициент, учитывающий изменение удельных тепловых характеристик зданий в зависимости от климатических условий для г.Запорожья.
За отопительный период расход тепловой энергии на 1 м2 жилой площади составит:
Qотоп.= 16,91 х 24 х176 = 7143,84 ккал/м2 = 7143,84 / 176 х 30,5 = 1238 ккал/м2 месяц = =0,01238 Гкал на м2 в месяц.
С учетом теплопотерь в тепловых сетях, величина которых составляет по СНиПу 5%:
Qотоп.= 0,01238 х 1,05 = 0,01299 Гкал на м2 за месяц.
Таким образом, получив информацию от Гидрометеослужбы о величине средней температуры каждого месяца отопительного периода, можно рассчитать суммарную величину теплопотерь каждой квартиры, исходя из её жилой площади.
В зависимости от утвержденной величины тарифа на тепловую энергии, Гкал. в грн. Можно рассчитать стоимость потребленной на отопление тепловой энергии для каждой квартиры.
10.2. Методика расчета стоимости тепловой энергии за горячее водоснабжение.
Согласно СНиПа – Г, средний расход тепла на горячее водоснабжение на одного жителя в сутки для жилых домов квартирного типа с центральным горячим водоснабжением составляет 5250 ккал, т.е. при допустимой температуре горячей воды 65ºС, расход воды равен 80 литров.
Согласно методики СНиПа, расход тепла на горячее водоснабжение рассчитывается по формуле:
QГВС = q х (tГВС- tхол), ккал/сутки на 1 жителя,
Где q – норма расхода горячей воды при температуре 65ºС (q = 80 литров/сутки на одного жителя),
tГВС – температура горячей воды, ºС (tГВС = 65ºС),
tхол – ежемесячная температура холодной воды в р.Днепр, ºС.
Согласно информации Запорожского областного центра гидрометеорологии, месячная температура воды в р.Днепр колеблется в течение года от + 0,1 до 25,7 ºС. Средняя годовая температура холодной воды за период с 2006 по 2008 годы составила 12,5-12,7 ºС.
Средние месячные результаты расчета затрат тепловой энергии на ГВС за период 2006 – 2008 годы на одного жителя г.Запорожья.
Месяцы |
Средняя температура воды в реке Днепр,ºС |
Расход тепла Гкал/месяц
на 1-го жителя |
Месячная плата за ГВС при тарифе за 1 Гкал 182,246 грн |
Январь |
+ 2,4 |
0,163 |
29,70 |
Февраль |
+ 1,1 |
0,150 |
27,33 |
Март |
+ 2,6 |
0,154 |
28,06 |
Апрель |
+ 8,2 |
0,143 |
26,06 |
Май |
+ 15,3 |
0,129 |
23,51 |
Июнь |
+ 22,5 |
0,102 |
18,59 |
Июль |
+ 24,2 |
0,106 |
19,31 |
Август |
+ 25,2 |
0,100 |
18,22 |
Сентябрь |
+ 21,3 |
0,104 |
18,95 |
Октябрь |
+ 16,0 |
0,127 |
23,14 |
Ноябрь |
+ 8,9 |
0,134 |
24,42 |
Декабрь |
+ 3,6 |
0,160 |
29,15 |
Среднемесячная стоимость ГВС на 1 человека составляет 23,25 грн., а тариф, предложенный для оплаты – 35,675 грн./жителя, т.е. на 53% превышает себестоимость.
10.3. Анализ методики расчета тарифа на тепловую энергию для населения.
Проведенный анализ составляющих стоимость тепловой энергии за период 2005 – 2008 годы показал следующее:
- энергетическая составляющая в объеме тарифа оценивалась в количестве 60%;
- накладные расходы – 40%;
С повышением стоимости энергоносителей автоматически увеличивается тариф.
Так, например, в 2005 году накладные расходы составляли 30 грн./Гкал, то уже в 2008 году они возросли до 72 грн./Гкал, т.е. в 2,3 раза (?), что требует законодательного обоснования.
11. Аварийная служба.
Необходимо создать независимую автономную районную аварийную службу на основе Приказа №76 Госкомитета ЖКХ от 17.05.2005г. в составе паритетного представительства всех заинтересованных служб, обслуживающих жилой фонд города.
Особенно отражать внимание исполнителей на форму и место составления актов о причинах аварий с констатацией фактов жильцами квартир, что в настоящее время полностью в нарушение Приказа игнорируется.
12. Концерн «Служба благоустройства территории г.Запорожья».
Вновь создаваемый концерн представляет организованную структуру, включающую базовые районные предприятия, которые функционально должны создать комплексный уровень культуры оформления и состояния дворовых и квартальных территорий для комфортного пребывания населения.
Основные направления деятельности районных предприятий:
- разработка и реализация проектов ландшафтного дизайна на каждой придомовой территории, включающих травяные газоны с декоративными цветочными клумбами, кустарниками и деревьями, с последующим контролем за их состоянием;
- поддержание на эксплуатационном уровне внутриквартальных дорог и тротуаров, создание дворовых площадок для размещения легкового автомобильного транспорта, установка осветительных приборов;
- уборка придворовой и квартальной территории с организацией сбора у населения рассортированных твердых бытовых отходов с учетом их стоимости в пересчете на каждую квартиру или жилой дом;
- создание предприятий по переработке и утилизации рассортированных отходов:
• Строительных отходов, образующихся при ремонте жилых и нежилых помещений;
• Оконного и бутылочного стеклобоя с производством порошка;
• Пластиковой и пластмассовой тары;
• Металлических бытовых отходов (крышки, консервные банки и т.п.);
• Изношенных автомобильных шин и получения из них металлолома и углеводородного сырья;
• Бумаги и бумажной (картонной) тары;
• Металлургических шлаков с производством шлако-щелочного вяжущего.
Особо отметим, что недостаточно просто убирать мусор – результат жизнедеятельности населения. Необходимо его перерабатывать либо отдавать в переработку. Нам скажут, что это делать уже начали, но можно возразить: пока дворники не будут получать деньги за собранное вторичное сырье, до тех пор будем наблюдать только имитацию их деятельности.
В состав концерна гармонично должны войти ныне существующие предприятия:
- КП «Эксплуатационное линейное управление автомобильных дорог» («ЭЛУАД») в составе с «Дорожно-эксплуатационными отделениями»;
- КП «Электросети внешнего освещения»;
- Коммунальное ремонтно-строительное предприятие «Зеленстрой» в составе с районными отделениями;
- Закрытое акционерное общество «Символ».
Аппарат управления формирует финансовый сектор, кадровый сектор и технологический сектор, которые функционально выполняют координирующую функцию в совместном решении общих проблем.
Районные предприятия размещаются в помещениях ликвидируемых реформированных ЖЭУ и ПРЭЖО.
Система управления – аналогична концерну «Городские тепловые сети».
13. Общие показатели для оценки эффективности работы управляющего звена ЖКХ.
Вероятно, ряд должностей в предприятиях жизнеобеспечения должны заниматься по конкурсу. Здесь важны специальные знания, опыт работы в предприятиях ЖКХ, морально-этические качества претендента. Однако выборность не решит всех проблем, если останутся без изменений должностные инструкции и система критериев, по которым оценивается профессиональная пригодность управленца.
Приведем несколько критериев оценки эффективности работы управляющего (зарубежный опыт):
- выпуск продукции в единицу времени (индивидуум, подразделение, фирма);
- полнота реализации планов;
- способность находить способных людей и соответствующее им рабочее место;
- степень личного содействия успеху фирмы;
- правильное понимание проблем и предвидение перспективы;
- способность создать постоянный коллектив с хорошим внутренним психологическим климатом;
- количество привнесенных в фирму идей извне;
- готовность к собственной самооценке и оценке сверху.
Как видим, там планируют деятельность подразделения, фирмы. Нам тоже надо вспомнить индивидуальные и коллективные планы, они эффективны и сегодня. Например, мэр города Черкассы ввел месячное планирование на предприятиях ЖКХ с отчетом о выполнении в конце месяца. Качество работы этих предприятий возросло.
14. Заключение.
Настоящая работа не является подробной программой работ по реформированию структуры ЖКХ. Каждое предложение, касающееся столь важной отрасли городского хозяйства, должно быть подробно разработано. Кроме организационного плана должны быть приведены оценки экономического выигрыша и потерь. Настоящий труд содержит описание направлений реорганизации ЖКХ и принципы, которых надо придерживаться при выполнении этой работы. Указаны источники финансирования. Подробной разработкой реального плана действий должен заниматься коллектив специалистов, так как это большая работа, которую нельзя делать на энтузиазме. Кроме того, реальный план должен пройти апробацию на аудитории специалистов ЖКХ, критику общественности. Только после таких согласований его можно утверждать.
Отметим, что описание иностранного опыта организации ЖКХ и обоснование некоторых положений текста вынесены в «Приложения».
Примечания:
1. Разработаны уставы предлагаемых холдингов и предприятий.
2. ТЭО модернизаций теплоэнергетического оборудования.
3. Техдокументация на ряд перерабатывающих твердые отходы (шлаки, стройматериалы, стекло и т.п.)
4. Ряд аналитических таблиц по теплоснабжению населения.
Расчётные цены:
1. Стоимость природного газа – 727,317 грн./1000 м3.
2. Расход природного газа – 123,5 м3/Гкал, при Qрн = 8096 ккал/м3.
3. Расход воды в месяц на 1-го жителя – 2,44 м3.
4. Стоимость холодной воды – 2,23 грн./м3.
Реальное сокращение природного газа на выработку удельной тепловой единицы: при переводе процесса теплопроизводства и теплопередачи в высокотемпературную зону – 25%;
Программа «Самопомощь» разработана по просьбе общественно – политических организаций:
• Блока общественный организаций «За дело А. Поляка «Запорожье – лучший город Украины»
• Запорожского областного комитета «Социалистической партии Украины».
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Стенли Янг Системное управление организаций. Перевод с английского. М., 1971г.
2. Ю.А. Казанский Опыт организации и управления строительными фирмами в США. Стройиздат, М., 1985г.
3. Я. Монден «Тоета» - методы эффективного управления. Сокращенный перевод с английского. Экономика, М., 1989 г.
4. Металлургические концерны ФРГ. Вопросы организации и управления. Министерство металлургии. Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований черной металлургии. М., 1990г.
5. М.Х. Чаджой. Энергосбережение в промышленности. Перевод с английского. Металлургия, М., 1982 г.
6. Электроснабжение и теплоснабжение городов. Новая техника жилищно-коммунального хозяйства. Научно-технический информационный сборник. МинЖКХ. Техническое управление РСФСР. М., 1961г.
7. Р.В. Щекин и др. Справочник по теплоснабжению и вентиляции в гражданском строительстве. Госиздат. По строительству и архитектуре УССР. Киев. 1959г.
8. Е.Я. Соколов. Теплофикация и тепловые сети. Госэнергоиздат. М., Л., 1963г.
Программу разработали:
канд. техн. наук Г.М. Барахтенко
канд. техн. наук И.В. Ерохов
23.07.2009г.
Программа «Самопомощь»
Динамика стоимости отопления жилого фонда в г.Запорожье в условиях 2008г.
№ п.п. |
Наименование параметра |
Тариф на отопление, грн/м2, площади |
Стоимость энергоносителей |
Стоимость накладных расходов |
грн. |
% |
грн. |
% |
1. |
Утвержденный тариф на отопление на 2008г. |
3,96 |
1,30 |
32,8 |
2,66 |
67,2 |
2. |
Расчетный тариф согласно СНиПа при средней наружной температуре отопительного периода - +3,4ºС |
1,93 |
1,30 |
67,7 |
0,63 |
32,3 |
3. |
Ожидаемый расчетный тариф при модернизации термодинамического процесса теплопроизводства и теплопередачи с сокращением расхода газа |
1,618 |
0,988 |
61,06 |
0,63 |
38,94 |
4. |
Ожидаемый расчетный тариф при установке в квартирах «теплых» окон и дверей, позволяющих снизить расход тепловой энергии на 16% в ценовом выражении – на 15,86 грн на Гкал. |
1,478 |
0,848 |
57,4 |
0,63 |
42,62 |
Примечания:
1. Стоимость 1-й Гкал – 182,46 грн., в т.ч. для энергозатрат в тарифе – 99,14 грн. (54,33%);
2. Удельный расход природного газа – 123,5 м3/Гкал при теплоте сгорания – Qрн = 8096 ккал/м3.
3. Реальное сокращение природного газа на выработку удельной тепловой единицы:
- при переводе процесса теплопроизводства и теплопередачи в высокотемпературную зону – 23%;
- устранение термического распада метана – 8,93%;
4. Стоимость природного газа – 727,317 грн./1000м3;
5. Основным параметром расчета теплопотерь зданиями жилого фонда явл. – удельная тепловая характеристика зданий, ккал/м3.г.ºС, принятая равной 0,33 ккал/м3.ч.ºС. Применительно к квадратному метру отапливаемого помещения составляет 0,99 ккал/м2.ч. ºС при высоте квартир, равных 3 м.
6. Себестоимость тепловой энергии, производимой ОАО «Запорожсталь» на энергоносителе – доменном газе, стоимость которого составляет 250 грн./1000 м3 в пересчете на природный газ, а стоимость услуг приравнена к стоимости 797 грн./1000 м3 природного газа?
Программа «Самопомощь»
Динамика стоимости горячего водоснабжения жилого фонда в г.Запорожье в условиях 2008г.
№ п.п. |
Наименование параметра |
Тариф на 1-го жителя в месяц грн. |
Стоимость энергоносителей |
Стоимость холодной воды |
Стоимость накладных расходов |
грн. |
% |
грн. |
% |
грн. |
% |
1. |
Утвержденный тариф на ГВС на 2008 г. |
35,675 |
10,47 |
29,35 |
5,44 |
15,25 |
19,67 |
55,5 |
2. |
Расчетный тариф согласно СНиПа при средней годовой температуре в р.Днепр – 12,7ºС |
23,25 |
10,47 |
45,03 |
5,44 |
23,34 |
7,34 |
31,63 |
1. |
Ожидаемый расчетный тариф при модернизации термодинамического процесса с сокращением расхода газа |
20,66 |
7,57 |
36,64 |
5,44 |
26,33 |
7,65 |
37,03 |
|