АЛЕКСАНДР МОРОЗ О ПРАВОСЛАВИИ В УКРАИНЕ (Часть 1)

11.08.2005 / 07:14

Как сообщало «Зеркало ЗАПОРОЖЬЯ», лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз недавно получил из рук Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира высокую церковную награду - орден преподобного Нестора Летописца I степени. Сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с интервью Александра Александровича, посвященное этому событию, религиозной жизни Украины и отношению к ней лидера украинских социалистов.


- Александр Александрович, прежде всего, позвольте поздравить Вас с наградой. Вы, известный политик, поддержали кардинальные изменения в нашем государстве. Как бы Вы оценили сегодняшние церковно-государственные отношения в Украине?

- Во-первых, я хочу выразить свою искреннюю благодарность и благоговение по поводу этой высокой награды. Это приобщение к нашей древней истории, к связи времен и поколений. Это меня очень воодушевляет, и я глубоко признателен Его Блаженству за столь высокую оценку моей скромной деятельности в политике и деле защиты интересов верующих. Я высоко ценил деятельность Блаженнейшего Митрополита Владимира, особенно за его выдержку и терпение во время всех трагических событий, происходивших в Украине, и за его абсолютно понятную, открытую и последовательную линию в отстаивании интересов православных верующих и развитии отношений с государством. Он никогда не прибегал не только к радикальным действиям, но и к радикальным высказываниям. Его Блаженство всегда действовал как духовный лидер высокого уровня и этим заслужил уважение представителей разных конфессий. Думаю, что и каждый неравнодушный и честный политик скажет о нём то же самое.
Что касается вашего вопроса, то в сфере церковно-государственных отношений сегодня произошло мало полезных изменений, заметных для верующих. Поскольку в Конституции четко прописан принцип отделения Церкви от государства, то попытки новых руководителей на местах вмешиваться в дела Церкви являются совершенно недопустимыми.
Проблемы межконфессиональных отношений - это, прежде всего дело самих верующих, духовенства и иерархов. В выяснении этих отношений нельзя допускать вмешательства властных структур на местах. Они обязаны обеспечить соблюдение Конституции и больше ничего. Сегодня много говорят о перспективе объединения Православия в Украине. Это, несомненно, благое дело. Но, подчеркну, это внутренняя проблема Церкви и самих верующих. Такое объединение должно вызревать в самой Церкви, согласно ее канонам, а не навязываться со стороны государства, политиков или кого бы то ни было.
Второй вопрос - отношение школы и Церкви. В нашей Конституции четко прописан светский характер школы. И это хорошо, потому что, в противном случае, секты использовали бы такой закон более оперативно, чем традиционные конфессии. Священники должны иметь возможность преподавать вероучение в воскресных школах или учебных заведениях, создаваемых при религиозных организациях. Однако преподавание основ религии в школах вводить нужно. Делать это должны светские преподаватели, предпочтительно историки, получившие соответствующую подготовку. Будущие педагоги обязательно должны получать в вузах религиозные знания. Именно туда Церковь должна направлять своих лучших богословов для чтения лекций. Но, пригласив священнослужителей в классы, мы рискуем посеять в душах детей семена межконфессиональных раздоров.

- Александр Александрович, возьмем для примера Вашу родину - Таращу на Киевщине. Там в классах более девяноста процентов детей крещены в Православной
Церкви, зачем им читать курс по буддизму или исламу? Почему бы вместо этого не ввести для них урок православной культуры?


- Я думаю, что поступить надо таким образом, - религиоведение должно содержать разделы по православной культуре и этике христианства, - но преподавать его будет учитель истории или обществоведения. Он расскажет: «вот есть такие особенности у той или иной религии, вот эта религия оставила такой-то след в истории нашего государства, культуре, духовности нашего народа, она это и то сделала для его сплочения». Тогда это будет для детей и повторением истории, и приобщением к духовному наследию предков, к пониманию приобщения человека к Богу и вере. Но это будет делать учитель, человек которому дети верят, который не навязывает какую-либо религиозную точку зрения, а лишь дает историческую и культурологическую оценку. Я полагаю, этого будет вполне достаточно.
В школах есть дети, родители которых принадлежат к разным конфессиям. Например, в Западной Украине священники греко-католического исповедания уже годами не только преподают свое вероучение в общеобразовательных школах, но и совершают в классах молитвы, водят детей во время религиозных уроков в свои храмы. А в классах находятся дети православного и других исповеданий. Они не согласны с преподаваемым им вероучением, не желают участвовать в иноверных обрядах или молитвах. Эти дети подвергаются опасности давления и притеснения. Если такое положение узаконить, то надо этих детей освобождать от уроков религии. Тогда другие дети будут воспринимать их как неполноценных. В школьном коллективе это трагедия, этого ни в коем случае нельзя допустить. А вот если учитель будет рассказывать детям: «в таком-то году была заключена Брестская уния, а потом против нее началось народное сопротивление, оно привело к национально-освободительной борьбе» и т. д… Тогда ребенок воспринимает материал в культурологическом контексте, восстанавливает картину церковной и гражданской истории как единого исторического процесса. Тем более, часто исторические личности выступали одновременно и как государственные, и как религиозные деятели и оказали огромное влияние на развитие нашей культуры. Это митрополит Иов Борецкий, святитель Петр Могила, монахи Иван Вышенский, Епифаний Славинецкий, военачальники Сагайдачный и Калнышевский. Когда религиозные и государственные таланты соединялись в одном человеке, то изучение биографии такой неординарной личности будет только обогащать наше подрастающее поколение. Такие занятия будут, несомненно, полезны для ребенка, потому, что они будут воспитывать у него понимание родной истории и роли в ней духовного фактора, отвечать ребенку на вопросы, откуда он произошел и куда идет.
Я считаю, в связи с тем, что произошел поворот в системе власти в Украине, необходимо провести специальную конференцию под эгидой министерства образования для обсуждения этого вопроса, с привлечением педагогов и юристов, работников министерства и представителей Церкви. Совместно разработать концепцию преподавания этого предмета. И чем деликатнее здесь будет действовать государство, тем больше пользы будет для людей.

- Александр Александрович, на встрече с руководителями крупнейших конфессий Украины Президент Виктор Ющенко обратился к ним с просьбой помочь государству в решении проблем беспризорных детей, бездомных граждан. Большое количество наших приходов давно занимаются опекой и помощью сиротам, беспризорным, немощным. Вы знаете Свято-Кирилловский приход в психиатрической больнице в Киеве, который организовал крупное подсобное хозяйство под столицей и содержит благотворительную столовую для больных и неимущих. В Одессе игуменья Свято-Михайловского монастыря Серафима собрала около сотни одиноких стариков и организовала монастырскую богадельню. И таких примеров сотни. Но у них больше всего проблем - с госорганамии: санэпидемстанцией, налоговиками, милицией и т.д. Потому что нет не только поддержки, но и законодательного обеспечения благотворительной деятельности…

- Я предлагаю такой механизм: юристы, услугами которых Церковь пользуется при осуществлении с
воих отношений с госструктурами, должны предложить свои варианты государственных актов, регулирующих эти вопросы. Со своей стороны я гарантирую свою поддержку и поддержку своих коллег в парламенте. Мы проведем эти предложения через закон, и там будут учтены все эти моменты.
Я понимаю, есть вопросы правоохранительных органов: религиозная организация дает приют людям. Что за люди? Как организовывается их учет? На каком основании они здесь находятся? То ли по религиозным мотивам, то ли под давлением обстоятельств? Или производственная деятельность при религиозных организациях, трудовые взаимоотношения в этих коллективах, использование земельных участков и другие вопросы. Все они должны быть урегулированы в правовом поле.

- То есть, вы считаете, что земля, на которой расположены храмы и монастыри, будет передана им в безоплатное пользование?

- Я уже вносил эти предложения. Кроме того, продукция, получаемая от церковных земель в хозяйственных целях, поступает на социально значимые благотворительные цели. Поэтому церковное землепользование и хозяйственную деятельность необходимо освободить от налогообложения и контроля фискальных служб. Для обеспечения полноценной жизнедеятельности, религиозным общинам, кроме храмов, необходимы здания для воскресных школ, гостиницы для паломников. Соответственно, необходимы и земельные участки под них. Традиционной формой социального служения приходов и монастырей всегда было питание неимущих и малообеспеченных. Поэтому необходимо содействовать религиозным организациям в выделении земли на льготных условиях. Между Церковью и государством должен быть заключен общественный договор.



Беседовал Василий Анисимов



(Продолжение в следующем номере)

Похожие статьи
АЛЕКСАНДР МОРОЗ О ПРАВОСЛАВИИ В УКРАИНЕ (Часть 2)
Владимир Путин обсудил проблемы сотрудничества в церковной сфере с Виктором Ющенко и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром
В Запорожье проходит международный церковный семинар
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ПОХОРОНАХ ПАПЫ
Священный Синод Украинской Православной Церкви не пошел навстречу запорожским VIP-персонам
 

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум