АЛЕКСАНДР МОРОЗ О ПРАВОСЛАВИИ В УКРАИНЕ (Часть 2)

18.08.2005 / 19:37

Как сообщало «ЗЕРКАЛО Запорожья», лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз недавно получил из рук Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира высокую церковную награду - орден преподобного Нестора Летописца I степени. В прошлом номере мы предложили нашим читателям ознакомиться с первой частью интервью Александра Александровича, посвященного этому событию, религиозной жизни Украины и отношению к ней лидера украинских социалистов. Ниже мы приводим завершение этой беседы и ждем откликов читателей.

- Александр Александрович, известно, что государство до сих пор не выполнило свои обязательства в отношении Церкви, взятые перед европейскими структурами. Церкви не возращен статус юридического лица, то есть она в Украине находится в таком состоянии, как ни в одной другой бывшей советской республике. Не решена проблема реституции, хотя президенты Л.Кравчук и Л.Кучма принимали указы по этому вопросу. Вот на сегодняшний день выполнены только постановления, принятые еще при В. Щербицком. Вы полагаете, эта проблема неразрешима в Украине?

- Я думаю, что не следует прибегать к категоричным оценкам. Когда мы говорим о долгах государства перед Церковью, я понимаю это как долги перед людьми и перед их духовным миром. Сегодня строительство храмов, при деятельном содействии государства, свидетельствует о том, что здесь произошел поворот, причем солидный. Я могу это утверждать, потому что сам помогаю восстанавливать церковь УПЦ в селе Кившовате, в которой меня крестили. Это церковь Пресвятой Богородицы, ей более двухсот пятидесяти лет. Богослужения в ней не прекращались, но было уничтожено внутреннее убранство, снесены купол и колокольня. Сейчас настоятель отец Станислав восстанавливает ее, я стараюсь ему помогать. В деле помощи Церкви государство повернулось лицом к нуждам верующих. Что касается реституции собственности, то это непростой вопрос, потому что многие помещения были перепрофилированы и государство понесло значительные затраты по их приспособлению. Я понимаю, что если речь идет о музее - это одно дело, если речь идет о складе - это совершенно простой вопрос, который надо решать немедленно. А в других случаях, я думаю, это надо делать постепенно.

- Александр Александрович, дело в том, что вопросы реституции, возвращения репрессированной УПЦ ее имущества очень болезненны. Наши храмы, здания, помещения отдают в аренду кому угодно, только не законному владельцу. Казино, увеселительные учреждения, плодятся в Киеве, как грибы, Церкви же все возвращают со скрипом. Возьмите, например, имущество знаменитых Киевских духовных школ. Сегодня Киевская духовная академия и семинария размещаются в одном небольшом лаврском корпусе, не приспособленном для этих целей. А ведь там обучаются две с половиной тысячи студентов, включая заочников. В то же время исторические здания столь знаменитой в прошлом Киевской Духовной Семинарии и Академии сохранились - в одном сегодня находится Академия художеств, в другом - частный вуз - университет Киево-Могилянская Академия, в третьем СБУ. И таких примеров можно привести очень много.


- Я, к сожалению, не владею фактами и не могу вести дискуссию на эту тему. Думаю, здесь надо разбираться по каждому факту отдельно. О принципах я уже сказал, и они должны соблюдаться: власть не должна вмешиваться в дела Церкви, она обязана содействовать в реализации религиозных потребностей своих граждан, помогать выполнять Церкви ее миссию, в том числе и в сфере духовного образов
ания.

- Но ведь сегодня Соцпартия уже не оппозиция, а власть. Вы один из тех авторитетных политиков, которые стали гарантами новой власти, чётко заняли позицию по её поддержке. Теперь, наверно, и ответственность придется с ней разделять. У Вас министры в правительстве, глава Фонда государственного имущества. Кстати, Лавра, тоже числится как госимущество, правильно? Социалистическая партия Украины всегда чётко следовала принципам законности и защиты конституционных прав верующих. Министры-социалисты придерживаются партийных установок?


- Естественно. Что касается отношений Церкви и школы, наш министр образования Станислав Николаенко занимает ту же позицию что и я, она зафиксирована в программе нашей партии. Вместо двух часов по истории Второй мировой войны мы ввели 12 часов истории Великой Отечественной Войны, что очень важно для воспитания детей в духе патриотизма и верности нашим традициям. Это уже шаги нашего министра Станислава Николаенко, который действовал не конъюнктурно, а исходя из интересов общества. Я думаю, это очень правильная позиция. Существует проблема закона о порядке применения языков в Украине, я думаю, что мы этот вопрос тоже урегулируем. Юрий Луценко, который возглавляет министерство внутренних дел, выступает за то, чтобы силовики не вмешивались в дела Церкви, как это было раньше, а вы знаете, сколько это принесло бед православным. Проводится чёткая линия на деполитизацию органов внутренних дел. Это обуславливает и невмешательство в церковные дела. Валентина Семенюк, руководитель Фонда Госимущества, прошла через многие испытания, как человек умный и ответственный, будет отстаивать позицию законности и справедливости. Что касается земельных отношений - думаю, что министр сельского хозяйства Александр Баранивский знаком с земельными проблемами религиозных общин и будет содействовать их разрешению, это мы обсуждали на заседаниях нашей фракции ещё в то время, когда он не был министром.

- Изложите Вашу позицию по вопросу предоставления Церкви статуса юридического лица.

- Еще семь лет назад я высказал свое положительное мнение по данному вопросу. И не потому только, что это даст возможность успешнее решать имущественные или юридические проблемы, а в первую очередь потому, что наличие у Церкви статуса юридического лица отнимет у местных органов власти рычаги давления на религиозные общины и их настоятелей. Мы готовы поддержать такие предложения, чтобы оградить Церковь от неумного, а порой и вредного вмешательства государства в ее внутренние дела.

- Вот Вы осуждаете попытки власти вмешиваться в дела Церкви внутри страны, а как Вы оцениваете попытки привлечь внешние силы к разъединению Православия, например, обращения к Константинопольскому Патриарху по этим вопросам.

- В Евангелии говорится: «кесарю кесарево». Каждый должен заниматься своим делом. Такие обращения, даже если они делаются людьми духовно просвещёнными, будь-то руководитель государства или кто-то из его близких людей - это неправильно. Они должны обсуждать проблему, предвидеть развитие её в перспективе, но не прибегать при этом к государственным актам, а официальные письма являются государственным актом. Ещё раз подчёркиваю, эти вопросы - внутреннее дело верующих и дело Церкви. Я убеждён, что и Константинопольский патриарх, и другие Предстоятели Церквей сами видят и сложности, и перспективы внутрицерковных процессов. Поэтому навязывать какую-то логику событий со стороны государства в данном случае нельзя. Я искренне ратую за то, чтобы Православие в Украине было единым. Будучи председателем парламента, во время встреч с лидерами конфессий я об этом говорил. Должен сказать, что в то время, в середине 1990-х годов, у меня сложилось впечатление, что в основе проблемы раскола лежат не канонические причины, а субъективное начало и вмешательство власти. Сейчас власть сменилась, и небезразличные люди понимают, что нам необходимо единство Церкви, потому что это и защита Православия в целом, и защита интересов государства, основа духовного единения народа. У меня нет готовых рецептов решения этой проблемы. Единственно
е, что я могу утверждать безусловно, это не допустимость вмешательства государства в этот процесс.

- Известно, что наша власть породила расколы: незаконно зарегистрировала, незаконно отдала чужое имущество. Почему бы власти и не ликвидировать собственное порождение? Ведь так поступили в Болгарии, где раскол десять лет мучил Церковь? Там законом постановили, какая Церковь Православная, а всем неканоническим группировкам, созданным предыдущей властью, со своими лжепатриархами и лжеепископами запретили называться православными, вернули имущество законной Церкви. И раскол исчез.

- Болгарский опыт интересен, но, боюсь, там не было той глубины раскола, который произошел в Украине. У нас эти события уже имеют свою историю, и, получается, что чем дальше от берега, тем глубже. Поэтому в Украине надо действовать с учётом сложившихся у нас обстоятельств. Напрямую применить болгарский опыт вряд ли удастся, но изучать и в какой-то мере использовать его, я думаю, будет полезно.


- А не могут ли у нас проявиться рецедивы тоталитарного прошлого? У вас нет ощущения какой-то тревоги? Нервный парламент, нервная власть, нервные перепалки в СМИ?

 


- Нервные - неуверенные. А уверенные - спокойные, прагматичные и действуют согласно намеченной программе и плану. Я отношу себя к последней категории людей. Меня не раздражают некоторые высказывания, заявления и всё прочее. Цель выбрана, стратегия разработана, тактика отрабатывается

 

, наполняется техническими деталями. Цель - построение демократической правовой Украины - будет достигнута обязательно, как бы кто не нервничал по этому поводу. Поэтому я спокойно смотрю на все эти вещи. Всё будет хорошо.

Беседовал Василий АНИСИМОВ

Похожие статьи
АЛЕКСАНДР МОРОЗ О ПРАВОСЛАВИИ В УКРАИНЕ (Часть 1)
Вселенский патриарх потребовал от украинских раскольников покаяния
В Украине идет гонение на православие
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ПОХОРОНАХ ПАПЫ
В Запорожье проходит международный церковный семинар
 

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум