Такого поворота событий в Узбекистане никто не ожидал. Трудно, конечно, назвать это центрально-азиатское государство образцом спокойствия и порядка. На протяжении последних нескольких лет в республике неоднократно совершались теракты, которые официальный Ташкент считает делом рук членов радикальных исламистских группировок. Самая известная из них - Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Эта группировка была создана в 1996 году, возглавляют ее Тахир Юлдашев и Джумабай Ходжаев. В конце 90-х ИДУ установила тесные контакты с Усамой бен Ладеном и талибами, которые оказывали всемерную поддержку узбекским исламистам. Боевики этой группировки, кстати, оказывали наиболее упорное сопротивление отрядам афганского Северного альянса и поддерживавшим его американцам в 2001 году во время свержения режима талибов.
Исламское движение Узбекистана, несмотря на то, что действует в глубоком подполье, и по сию пору остается одним из самых опасных противников ныне существующей в Узбекистане власти. Вполне возможно, что боевики ИДУ сыграли определенную роль в сегодняшних событиях в одном из наиболее крупных городов Узбекистана - Андижане (именно здесь расположен завод, на котором по лицензии производят корейские автомобили «Дэу Нексия» и «Дэу Матиз»).
Беспорядки в этом городе начались около полуночи 12 мая, когда к зданию местной тюрьмы подъехали полтора десятка машин, в которых находились вооруженные люди. Они открыли огонь по охране, убив и ранив нескольких человек. После этого нападавших освободили заключенных, около 4 тысяч человек. По свидетельству местных жителей, заключенные выбегали из ворот тюрьмы в течение 20 минут. Через некоторое время подъехали солдаты, блокировавшие прилегающие к тюрьме улицы. По некоторым сообщениям, на месте событий воцарился хаос, и солдаты стреляли по проезжавшим автомобилям. Бой продолжался около 5 часов. По данным агентства Reuters, нападавшие взяли в заложники 10 полицейских. Кроме того, были захвачены некоторые административные здания.
События в Андижане
|
По предварительным данным, в результате вооруженных столкновений в Андижане погибли девять и ранены 34 человека
|
Жители города сообщили также, что примерно за полчаса до нападения на городскую тюрьму неизвестные атаковали военный городок, в котором расквартированы примерно 500 военнослужащих, для которых нападение стало полной неожиданностью. Горожане рассказывали, что часть солдат просто разбежалась, и некоторые военнослужащие просили помощи у жителей Андижана.
Однако уже через пол часа после нападения на тюрьму, появились вооруженные силы Узбекистана. В это время сектанты-мятежники уже занимали здания местных органов власти и взяли в заложники несколько чиновников, многие из которых были убиты во время штурма.
Местные жители считают, что вооруженные люди, напавшие ночью на охрану тюрьмы, принадлежат к числу родственников и сторонников, так называемых акромистов - религиозной полулегальной секты «Акро
мия», суд над членами которой должен завершиться в эти дни в Андижане. Один из лидеров восставших заявил информационному агентству «Фергана.Ру», что восстание было вызвано беспрецедентным давлением на обвиняемых «акромистов». По его данным, в течение нескольких последних дней были арестованы многие родственники обвиняемых, которые мирно пикетировали здание суда.
Суд над 23 членами религиозной организации «Акромия» начался 10 февраля этого года в городском суде Андижана. Членов «Акромия» обвиняют в посягательстве на конституционный строй Республики Узбекистан посредством организации преступного сообщества, распространения материалов, содержащих угрозу общественной безопасности, создания религиозных экстремистских организаций.
Родственники обвиняемых утверждают, что обвинения против них выдвинуты абсолютно необоснованно. В течение каждого заседания суда перед зданием проходили пикеты с требованием прекратить судебное преследование.
Религиозная секта «Акромия» была основана в 1996 году Акрамом Юлдашевым. Ранее он являлся членом исламисткой группировки “Хизб ут-Тахрир” (“Путь к истинной вере”), которая была названа официальным Ташкентом организатором терактов в марте прошлого года, когда в результате трех взрывов в узбекской столице погибли 42 человека. В своем сочинении «Иймонга йул» («Путь к истинной вере») Юлдашев доказывал, что насильственные методы «Хизб ут-Тахрир» разрабатывались для арабских государств и малопригодны в условиях Средней Азии. В отличие от «Хизб ут-Тахрир», Юлдашев считал, что исламская организация должна завоевывать власть на местном, а не общенациональном уровне. Тем не менее, события последних дней показали, что секта не отказалась от применения оружия для достижения своих целей.
Этот край Ферганской долины не первый раз оказывается в заголовках мировых агентств. Напомним, так называемая маковая революция в Киргизии началась в Оше, от которого до Андижана всего минут сорок езды на машине. В начале девяностых после целого ряда беспорядков в местных городах из них началась миграция русскоязычного населения, усилению которой способствовало и поведение руководства страны.
Внутренние проблемы долины, среди которых по-прежнему массовая безработица, тотальная нищета (средняя заработная плата составляет около семи долларов США), позволяют попытаться тем же США реализовать некоторые свои геополитические интересы. А они очевидны. И если вокруг России вашингтонский Белый дом выстраивает санитарный кордон из республик Прибалтики, Украины, Молдавии и пытается сменить режим в Белоруссии, то почему не попытаться построить его же близ границ Китая?
Ну а сценарий реализации этого плана отработан до мелочей еще в начале 90-х. Напомним, в мае 1990 года андижанские события оказались на первых полосах газет. А начались они с того, что впервые местный стадион был полностью заполнен жителями близлежащих кишлаков, некие личности в ожидании выхода команд предлагали «обкуриться» коноплей зрителям. И после того, как стало известно, что «Пахтакор» не сможет принять участие в матче, обкуренная толпа после нескольких призывов провокаторов пошла громить все на своем пути.
Последние события в Андижане сильно напоминают именно этот сценарий. Ну и в дополнение к нему была начата информационная война. Западные средства массовой информации первыми передали сообщение об освобождении уголовников из местной тюрьмы. Их подхватили все информагентства России и других близлежащих стран. Вокруг города начали нагнетаться информационно-революционные страсти. Однако, по всей видимости, им суждено в ближайшее же время стухнуть.
Ислам Каримов отличается от недавно свергнутого Аскара Акаева, которого именно таким образом свергла политико-информационная волна из долины. Узбекский лидер готов взять на себя ответственность за самое жестокое подавление любого мятежа, который будет угрожать властному порядку в регионе.
Однако надо иметь ввиду, что происшедшие события - лишь проба сил. Завтра и послезавтра те же западные информационные агентства при наличии политической воли у заказчика сегод
няшней информбури начнут прессинг Каримова за его жестокое отношение к мятежникам. Лодка, в которой по случайности оказались жители долины, будет продолжать раскачиваться.
Руководство Узбекистана поступило так, как, в принципе, и должно поступать руководство государства, которому угрожает вооруженный бунт - подняло на ноги армию и части МВД. Андижан был блокирован, связь с ним практически прервана. Но при этом попытки урегулировать ситуацию предпринимались - по крайней мере, как утверждают в Ташкенте - не только в силовом направлении. Каримов лично вылетел в Андижан, чтобы участвовать в переговорах с восставшими сектантами. Пока, они ни к чему не привели, и тогда власти изолировали охваченный мятежом участок. В целом ситуация по всей стране не выходила из-под контроля и, по словам очевидцев, в том же Ташкенте, за исключением усиленных нарядов милиции, ничто не говорило о событиях в Андижане. Каримов единственный раз за этот насыщенный событиями день выступил перед журналистами и заявил, что чрезвычайное положение в стране вводиться не будет.
Пока не будет...
P.S. Информация на 18.30 14 мая 2005 г.
По информации из Ферганы, в местный аэропорт прибывают многочисленные самолеты транспортной авиации. По не подтвержденным пока данным, власти Узбекистана перебрасывают дополнительные войска в Ферганскую долину. Вдоль некоторых участков киргизско-узбекской границы наблюдается скопление беженцев из Узбекистана. Активист подпольной исламистской партии Хизб-ут-Тахрир из киргизского города Карасу Дилёр Джумабоев подтвердил по телефону, что в узбекском городе Карасу местный хоким (губернатор) захвачен в заложники мятежниками. Пока не понятно, намерены ли власти Узбекистана и могут ли они реально противостоять воссташим исламским сектантам. Согласно официальным сообщениям из Узбекистана, на территории Республики нигде кроме Андижана беспорядков нет.
|