«Рак Чиновничества, разъевший в одну сплошную Рану великое тело России, едет на ней верхом и высоко Держит знамя Прогресса!» А.В. Сухово-Кобылин, драматург.
Армия чиновников растет быстрее ВВП и инфляции, что можно видеть невооруженным глазом. Создается мощная прослойка общества, которая хорошо организована и вполне осознает свои классовые интересы. Одной из коллективных целей этого класса является овладение доступной им собственностью. Для чиновничества городского масштаба таким желанным подарком видится собственность коммунальных предприятий и жилой фонд.
Легче всего провести отчуждение коллективной собственности, если завести на предприятия и в управление жилым фондом частный капитал. Делать это, опираясь на законы, наши чиновники не любят, поэтому придумывают схемы, достойные патента на изобретение.
В начале 2000-х годов, когда привлекательные предприятия были давно приватизированы, взгляд потенциальных «эффективных собственников» остановился на коммунальной сфере, и прежде всего, на районных тепловых сетях. Руководство города это заметило и решило объединить районные коммунальные предприятия небольшой городской структурой. Решением 34-ой сессии Запорожского городского Совета №17 от 11.01.2002 года «для принятия мер по нормализации работы топливно-энергетического комплекса» было постановлено: а) – создать семь коммунальных предприятий (по районам города), разработать и утвердить их Статуты (п.п. 1-8 Решения); б) – после создания и регистрации этих районных коммунальных предприятий Исполкому надлежало «здійснити заходи щодо об’єднання їх у концерн «Міські теплові мережі» (п.9), а соответствующим чиновникам проконтролировать эти мероприятия (п.10).
В решение кто-то вставил одно «лишнее» слово, которое могло вызвать вопросы, и это слово было «концерн». Может быть, кто-то из депутатов посчитал его случайным, может быть, кто-то посчитал его родственным по смыслу слову «концентрация»… Это останется для истории неизвестным. Однако дальнейшие события показали, что слово «концерн» здесь было ключевым.
В первой редакции своего устава концерн объявил, что производство тепла является его основной целью. Другими словами, он отказался от статуса исполнителя услуги и снял с себя ответственность за ее стандарты. Нисколько не заботясь о лицензировании своей деятельности, концерн провозгласил себя собственником всего того, что принадлежит городу, отказался от подчинения городскому Совету и объявил себя субъектом мирового рынка.
Однако не все проходило гладко во время регистрации такого интересного объекта предпринимательской деятельности. Сегодня чиновники оправдываются, что на тот момент не было четких правил регистрации, произошла ошибка, а в действиях регистратора не было специального умысла.
Однако разнобой дат в документах говорит сам за себя. На Свидетельстве про государственную регистрацию обозначена дата 26.07.2002 г., а на справке о включении в единый государственный реестр – 03.09.2004 г. Получается, что более двух лет концерн был зарегистрирован, но не внесен в единый государственный реестр. Как это могло быть? И только 17.01.2006г. концерн зарегистрировался «як платник податку на додану вартість».
В положении о филиале концерна ничего не сказано о форме собственности. Нигде не заявлено, что районная тепловая сеть создана как коммунальное предприятие – а именно это предписывало решение городского Совета! После того как 14 мая 2009 года Прокурор области получил «Заявление» Общественного Совета дома №18 по улице Глиссерной, который по вине «концерна» был на всю зиму отключен от тепла, власти вынуждены были реагировать.
Дело в том, что в юридически грамотном «Заявлении» Совета были вскрыты все махинации с коммунальной собственностью, и отмахиваться теперь от вопиющих нарушений Конституции и законов Украины было уже невозможно. В результате невероятных усилий заинтересованных лиц явился на свет «Устав концерна…» (вторая редакция). На титульном листе «Устава…» авторы сохранили старую дату регистрации 03.10.2002г., что диссонирует со скромной припиской (вторая редакция), которая родилась на свет значительно позже. Кроме того, на титульном листе имеются отметки о регистрации изменений 2003-го и 2004-го годов, смысл которых остается неизвестным для читателя нового Устава. Одним словом, чиновники оставили следы усердной работы по совершенствованию документа, и выпустили новый Устав в 2002 году (так обозначено на документе).
В новом документе записано: «1.4. Концерн у своїй виробничій та фінансовій діяльності підпорядковане, підзвітне і підконтрольне Запорізькій міській раді (надалі – Власник)». Цитата воспроизведена с грамматическими ошибками, которые допустили составители Устава. Этот пункт очень важен, поэтому мы ничего не исправляли. Наконец, обозначен законный собственник! В то же время, создается впечатление, что функции собственника ограничены директором, который может без доверенности действовать от имени концерна, представлять его интересы во всех отечественных и иностранных предприятиях, организациях.
Кроме того, директор имеет право составлять и подписывать контракты, договора, соглашения и другие документы (п.4.5). Контроль над эффективностью деятельности концерна собственник не может осуществлять оперативно, а только через уполномоченный им орган (п.4.9).
К компетенции собственника устав относит несколько подпунктов, из которых представляют интерес только: - определение порядка покрытия убытков; - решение вопросов о выделении концерну кредитов (п.4.3). Подпункт о праве собственника устанавливать тарифы на теплоснабжение (п.4.3) противоречит пункту 6.1, в котором утверждается, что концерн реализует свою продукцию и услуги по тарифам, установленным самостоятельно. Получается, что концерн осуществляет экономическую и финансовую деятельность самостоятельно (п.п. 3.4, 3.6), в том числе внешнеэкономическую (п. 3.9), имеет право на представительские расходы (п. 6.4) и так далее, а убытки покрывает собственник (п.4.3).
Действительно, сделано очень остроумно. Самостоятельно планируешь, подписываешь, вкладываешь деньги в ценные бумаги (п. 3.6), заключаешь договора – все делаешь легко и спокойно. Потому, что знаешь - в случае неудачи долги оплачивает собственник из бюджета города, собственно из средств горожан. Не работа, а праздник!
Кто-нибудь из знающих людей может сказать: - Но ведь в Уставе написано, что концерн является коммунальным предприятием. Да, такое впечатление может сложиться у человека, который не умеет должным образом читать юридические документы. В пункте 5.2 дословно записано следующее: «5.2. Майно Концерну, яке є комунальною власністю, закріплено за ним і належить йому на праві повного господарського відання»… Но уже в следующем пункте написано: «5.3. Майно, одержане Концерном по договору оренди або в тимчасове користування – належить йому на умовах, обумовлених у відповідних договорах». Если вся собственность концерна является коммунальной, то о чем тогда гласит п.5.3.? Вероятно, он был, все-таки нужен… Наверное, есть и другая собственность.
Частный капитал мог бы прийти в тепловые сети легальным путем, но для этого надо было бы создать ОАО, произвести независимую оценку стоимости коммунальной собственности и выпустить акции. В таком случае у города был бы минимум блокирующий пакет, на который городской бюджет получал бы прибыль. А сегодня мы имеем невыясненную ситуацию с коммунальной собственностью и постоянное желание повысить тарифы.
Город Запорожье многое сделал впервые в Украине. Например, приватизировал БТИ. С концерном мы тоже впереди планеты всей! Но действуем поразительно робко – боимся назвать его коммунальным предприятием «Городские тепловые сети»… Вероятно, нельзя, так как создан новый тип предприятия, который и назван Концерном. Этому предприятию отдана вся коммунальная собственность (без приватизации). Неясна доля «коммунального» капитала в капитале концерна, нет арендной платы за основные фонды… полная неясность. Однако, насколько это удобно!
В.В.Маяковский научил нас задаваться простым вопросом: - Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно. Вот и слово концерн кому-то было необходимо в названии предприятия. Ему соответствует номер 540 из какого-то реестра (справка управления статистики), что, надо думать, дает руководителям предприятия некоторые новые возможности, определенную свободу действий. В противном случае никто бы из них не проявлял столько усердия в сохранении слово концерн.
Утверждая все эти новации, депутаты почему-то не догадались истолковать слово концерн, исходя из смысла слова cancer (в переводе означает РАК). Действительно, легко можно представить концерн «Городские тепловые сети» раковой опухолью запорожской коммунальной сферы, которая получает постоянное питание из бюджета города. Действительно, новообразованиям нужно усиленное питание, поэтому в конце каждого отопительного сезона нам объявляют, что мы должны концерну крупную сумму денег.
В соответствие с Уставом концерн требует от городского Совета покрыть убытки, дать гарантии возврата займа в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) на реализацию фантастических проектов и др. И никто не задается вопросом: - А как расходуются наши деньги? Зачем концерну такой огромный штат (только юристов около полусотни, бухгалтеров – около сотни)? Вероятно, нужен, так как юридический отдел выполняет фактически функции коллекторной фирмы (лицензии, конечно нет). Действительно, а зачем концерну соблюдать законность?! Он подает в суд на должника, описывает вещи, хотя не имеет на это никакого права!
Исполнителем услуги является ПРЭЖО, но судиться с ним нельзя, свои люди. Кроме того, руководители коммунального предприятия знают законы, а гражданин – не всегда. …
Вот какой новый тип предприятия родился в нашем городе, следующей новацией будет Управляющая компания (коммерческая фирма), содержание которой будем также оплачивать мы, а она попытается за образовавшиеся долги забрать у нас квартиры. Ждем осени!
|