Возможно, вскоре Бердянск перестанет быть городом рыбаков cтараниями руководства местного порта
Навязанные услуги
То
разгорающийся, то тлеющий конфликт между капитанами и владельцами
рыболовецких суден с одной стороны и дирекцией Бердянского морского
торгового порта с другой получил продолжение в только что наступившем
2012 году. 4 января по распоряжению директора БМТП Константина Карнауха
силами охраны порта были отбуксированы от причала несколько суден:
«Вера» и «Надежда» входящие в состав ООО «Почерк». Отбуксированы помимо
воли их владельцев и экипажей. Со слов представителя охраны Владимира
Стельмаченко, указанные плавсредства опасно маневрировали и представляли
препятствие для захода в порт иностранного судна. Да и на акваторию
порта суда вошли без разрешения Инспекции Государственного портнадзора.
Казалось
бы, все логично и действия портовых служб вполне оправданы и
предприняты в целях безопасности, в том числе и для команд «Веры» и
«Надежды». То, что судна при этом получили повреждения, не в счет, по
мнению руководства БМТП. Чем не пожертвуешь ради сохранения здоровья и
жизни людей! Но это лишь на поверхностный взгляд, на самом деле суть
конфликта намного глубже и гораздо менее пафосный, чем об этом говорит
Владимир Стельмаченко.
Все прозаично: дирекция порта хочет
дополнительно заработать за счет рыбаков. Для рыбаков же дополнительные
затраты не просто накладны, они ставят под сомнение экономическую
целесообразность своего труда. Впрочем, все по порядку.
Бердянский
порт, как и любой порт мира, живет за счет оказания определенного
перечня ограниченных услуг, обеспеченные государственными гарантиями:
передача воды, электроэнергии от энергосистемы Украины к борту
нуждающихся в ней судов. В случае необходимости порт осуществляет
погрузочно-разгрузочные работы.
При этом постановлением КМУ №
1544 от 12.10.2000 г. установлены тарифы и сборы в порту с судов,
которые оплачивает судно. То есть, тарифы за стоянку и обслуживание
фиксированы, что, согласитесь, является серьезным препятствием для
наращивания прибыли администрацией БМТП. Как выйти из создавшегося
положения, обеспечить себя премиями за высокие показатели экономического
роста, а заодно доходами своих друзей-предпринимателей за скромный
откат от предоставленной любезности?
Выход простой - навязать
судовладельцам дополнительные платные услуги. По утверждению рыбаков,
глава БМТП Константин Карнаух задолго до январских событий в
ультимативной форме потребовал, чтобы взвешивание улова происходило на
территории порта за отдельную плату. Боле того, сам проезд по земле
государственного предприятия, коим является Бердянский порт, также
должен быть оплачен! И вообще, по мнению Карнауха, рыбаки должны
заключить ничем не предусмотренный хозяйственный договор между
судовладельцем и портом на услуги, в которых рыбаки не нуждаются.
Например, какое дело начальнику порта, где будет взвешивать пойманную
рыбу владелец судна? Или где, а, главное, у кого рыбаки будут закупать
топливо?
Впрочем, эти вопросы риторические, так как дело как раз
для господина Карнауха архиважное ввиду острой нужды прироста финансов, в
том числе, как мы предполагаем, и личных. Конечно, формально заставить
владельцев рыбодобывающих суден заключить договор и оплачивать
навязанные услуги бесперспективно. Свидетельство тому - решение
Днепропетровского апелляционного суда по такого же роду конфликта в
бытность начальником БМТП Ильина. Тогда суд решил спор в пользу рыбаков.
Кстати, в решении Конституционного суда № 21-рп/2004 от 15.12.2004 года сказано: «...
специфические
функции государственного порта не относятся к предпринимательской
деятельности, а есть обязательными государственными услугами в
соответствии с обязательствами Украины...».
Не мытьем, так катаньем
Укротить
строптивых дирекция Бердянского порта пыталась методами сомалийских
пиратов. Так, в октябре минувшего года экипаж т/х «Лазурит» вопреки его
воле в течение 6 часов удерживался на борту судна и еще сутки после
этого на территории порта. По сути, произошел захват судна. В захвате
принимали участие начальник порта Бердянск - Карнаух К.П., начальник
охраны порта (ВОХР) и начальник службы охраны судов и портовых
сооружений Соколов ОГ. И это в то время, как ОСПС - служба, которая по
международным договорам должна охранять судно от террористов! Причем
охрана порта в открытую ссылалась на распоряжение Карнауха - не
пропускать! Люди более суток сидели без электричества и продуктов.
Занятно,
что судья первой инстанции, на рассмотрение которой попало дело по иску
команды «Лазурита», не сочла подобные действия насильственным
ограничением свободы граждан. Её аргумент убийственный: дескать, вы же
могли свободно передвигаться по территории порта!
В первые месяцы
Великой Отечественной войны сотни тысяч советских военнопленных
содержались в лагерях, огражденных колючей проволокой и тоже могли
свободно передвигаться внутри периметра. По логике бердянской судьи,
плен - никакое не ограничение свободы. Тему можно развивать и дальше -
внутри тюремной камеры заключенные вольны ходить везде, где позволяет
пространство, а посему они свободны в перемещении.