ИДЕОЛОГИЯ

28.02.2010 / 17:27

Смысл этого слова, содержание этого понятия искажено настолько, что одно упоминание может вызвать негативную реакцию читателя. Однако, надо помнить, что вне языка идеологии не произойдет артикуляции социальных интересов общества и его отдельных слоев. Мы вынуждены взяться за расчистку многолетних наслоений, т.к. без этой неблагодарной работы общество не сможет приступить к развитию идеологии в современных условиях. К сожалению, надо именно строить, а не «відроджувати» современную идеологию.

В конце 19-го, начале 20-го веков на территорию России была привнесена марксистская идеология, которую с энтузиазмом начала осваивать тогдашняя интеллигенция. Русская интерпретация была настолько оригинальна, что даже автор был несколько удивлен. В 1877 году К.Маркс пишет письмо в редакцию журнала «Отечественные записки», протестуя против превращения его теории « в историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были исторические условия, в которых они оказываются, - для того, чтобы прийти в конечном счете к той экономической формации, которая обеспечивает вместе с величайшим расцветом производительных сил общества и наиболее полное развитие человека».

Письмо осталось не отправленным, однако, если бы оно дошло до редакции, то, быстрее всего,   не смогло бы изменить ход событий. Идеологию готовы были принять как новую религию.

После революции, когда казалось, что предсказания марксистской идеологии свершились, ратовать за научный подход к развитию теории было невозможно, т.к. любая попытка получала звонкий ярлык оппортунизма. Победившую идеологию воспринимали как «производительную силу общества» и все науки пересматривались на соответствие идеальной идеологии. Даже учебники по английскому, немецкому и другим иностранным языкам обязаны были воздать должное «непобедимому знамени марксизма-ленинизма». Казалось, что ожили герои произведений Н.Е.Салтыкова-Щедрина, и заработала его «Академия де сиянс наук», целью которой являлось «рассмотрение» наук для выявления полезных, «истинно распространяющих свет» и вредных. Таким образом, право на существование получали только те науки, «кои способствуют выполнению начальственных предписаний».

В то же время, весь ученый мир считал, что идеология есть система взглядов и идей, которые выполняют полезные для жизни общества функции:

1.        Гносеологическую – позволяет объяснить мир;

2.        Оценочную – дает возможность согласовать интересы разных слоев общества;

3.        Программно-целевую – предоставляет возможность научного планирования;

4.        Футурологическую – обеспечивает основу предвидения будущего;

5.        Интегрирующую – объединяет общество для практической реализации планов;

6.        Защитную – противостоит внедрению чуждой идеологии;

7.        Социально-организующую – способствует установлению необходимой структуры общества.

Даже беглый просмотр этого списка позволяет заметить, как много функций не выполняла государственная идеология в прошлом. Мы в упор не хотели замечать, что мир давно развивается по другому плану, что мы давно отстали от развития глобальных идей. Даже во внутренней политике мы продолжали настаивать на неизменности социальной структуры общества. Возник новый слой общества – «белые воротнички», т.е. большие инженерные организации, а пропаганда бубнит о классе – гегемоне… Инженеры определяют технический прогресс, а мы не замечаем их ведущей роли.

Картина мира и идеология взаимосвязаны, причем ведущим звеном в этой паре является наука и техника. Можно утверждать, что научно-технический прогресс разрушил традиционные представления о мире, представив человеку его как бесконечную познаваемую и описываемую на математическом языке машину. Это противоречило сакральному восприятию мира. Конечно, те традиционные общества, которые включились в научно-технический прогресс, приняли новые реалии, в том числе и новое представление о пространстве и времени. Однако, прежнее мироощущение не было сломлено, и в сознании современного человека остался болезненный надлом. Ощущая мир как Космос, человек чувствует себя «подобно цыгану, который живет на краю чуждого ему мира».

У всех народов и племен был миф «о вечном возвращении», вера в то, что время приведет его к родному дому, к утраченному раю. Научная революция разрушила этот образ: время стало линейным и необратимым. Цикличность природы и жизни, всех наблюдаемых процессов была основой этого мифа. Они не изменились, но изменилась оценка их значимости. Время в коммунистической идеологии циклическое, мессианское. Оно устремлено к некоему идеалу, а следовательно в ожидание идеала, как возвращения к Царству Свободы, подобно второму пришествию мессии у христиан.

Кажется, что мы говорим об очень отвлеченных предметах. Однако, в новейшей Истории была попытка вернуть времени цикличность, внедрить в жизнь одну из главных идей философии Ф.Ницше, который развил идею «вечного возвращения». В основе идеологии фашизма лежит идея постоянного возвращения к истокам, к ариям, к Риму, к построению «тысячелетнего рейха». Было искусственно создано мессианское ощущение времени, внедренного в мозг рационального немца. Именно от этого возникло расщепленное сознание, в котором культ смерти и разрушения соседствовал с пластами традиционной немецкой культуры. Вот к чему приводят попытки поставить телегу впереди лошади…

Нет, первичным является объем знаний о мире, а не идеология. Идеология только объясняет познанный мир. Если она не находит разумного объяснения, то развивать надо саму идеологию. Сегодня человечество осознало конечность своего мира и бесконечность Космоса, а развитие индустриальной цивилизации привело к возникновению идеи глобализации. Можно, конечно, ее отмести, но от этого она не исчезнет. Разумнее было бы искать новую систему идей и понятий, которая позволила бы объяснить рядовому гражданину все более усложняющийся мир. Создать, развить идеологию, которая успешно выполняла бы функции, перечисленные выше. Другого нам не дано…  

Игорь Ерохов

Похожие статьи
Идеология
Что такое прогресс
Социалисты о капитале и пролетариате
Кризис и революция
Демократический социализм
 
Саша   | 14.05.2013 / 13:19
ШОК! ЕВГЕНИЙ ЧЕРНЯК: МОЙ ТАЙНЫЙ ВЫЗОВ ВЛАСТИ
КАК Я ХОТЕЛ СТАТЬ ЗАПОРОЖСКИМ БЕРЕЗОВСКИМ
http://goloschernyakazp.com/

Новости

Самые читаемые





TOP.zp.ua

Украина сектантская

Запорожский форум